3.1. Оценка состояния
В соответствии с действующими нормативными актами в процессе управления акциями, находящимися в областной собственности, а также осуществления прав участника в хозяйственных обществах и товариществах принимают участие Правительство области, Комитет, отраслевые органы исполнительной власти области.
Правительство области принимает решения о приватизации пакетов акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ в областной собственности, об использовании в отношении открытых акционерных обществ специального права («золотой акции»), дает разрешение на передачу в залог, доверительное управление, уставные капиталы хозяйственных обществ и иное распоряжение акциями, находящимися в областной собственности.
Комитет от имени Правительства области осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, дает письменные директивы представителям области по вопросам голосования повестки дня общих годовых (внеочередных) собраний акционеров, организует учет пакетов акций и ведение соответствующего реестра.
Одновременно Комитет осуществляет полномочия продавца пакетов акций, проводит аукционы (конкурсы) по продаже акций, ведет учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи.
Отраслевые органы исполнительной власти области представляют в комитет по управлению имуществом области кандидатуры для назначения представителей Саратовской области в органы управления акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, а также предложения по голосованию представителей Саратовской области по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ.
Область управляет принадлежащими ей акциями путем представления своих интересов в органах управления акционерных обществ (общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) через своих представителей, назначаемых Комитетом по согласованию с отраслевыми органами исполнительной власти области. В основном это работники отраслевых министерств и ведомств. Практически все представители области являются государственными служащими.
Существующую в настоящее время практику управления пакетами акций посредством представителей государства из числа государственных служащих нельзя назвать эффективной. Порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления.
В рамках существующей системы управления пакетами акций отсутствует обязательная практика постановки конкретных задач перед представителями государства, которые они должны решать, и не обозначаются интересы области, которые они обязаны представлять и защищать.
Это в конечном итоге приводит к отсутствию оснований для привлечения к ответственности представителей за неэффективность управления.
В немалой степени неэффективность деятельности представителей государства обусловлена тем, что государственные служащие никак не поощряются за свою работу в акционерных обществах, имеет место их частая сменяемость.
Отсутствует практика разработки и утверждения предложений представителей государства о способах достижения ими целей государства в акционерных обществах.
3.2. Цели и задачи управления акциями (долями, паями)
Целями и задачами управления акциями (долями, паями) являются:
обеспечение выполнения акционерными обществами в интересах области необходимых функций - выпуск товаров и оказание услуг, социальных программ;
стимулирование развития производства, улучшение общих финансово-экономических показателей деятельности акционерных обществ, привлечение инвестиций на развитие производства и выполнение социальных программ;
обеспечение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, недопущение задолженности по заработной плате.
3.3. Механизм управления
Во многом принципы и подходы к управлению пакетами акций (долями, паями) аналогичны механизму, изложенному в настоящей Концепции применительно к государственным предприятиям и учреждениям. Построение системы взаимоотношений с управляющими должно дополняться системой непосредственного управления, заключающейся в принятии решений о распоряжении пакетами акций и имущественными правами, об участии (неучастии) области в хозяйственных обществах и товариществах.
Применительно к каждому случаю участия области в хозяйственных обществах и товариществах должна быть осознана и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Предложения о способе достижения цели представляются лицами, привлекаемыми в качестве управляющих, и оцениваются в порядке конкурсного отбора.
В целях развития системы взаимоотношений с управляющими необходимо привлекать в качестве доверительных управляющих юридические лица, которые имеют в штате аттестованных специалистов, опыт соответствующей деятельности, безупречную деловую репутацию.
Назначение государственных служащих представителями области производится при наличии обоснования такого назначения (экономия ресурсов по управлению, в целях безопасности и т.д.).
Необходимо создание системы отбора, подготовки и оценки лиц для назначения их в качестве представителей государства в органах управления акционерных обществ. Для этих целей целесообразно организовать подготовку кадров, используя опыт подготовки конкурсных управляющих для предприятий, в отношении которых применяются процедуры финансового оздоровления. Представители государства отбираются из числа лиц, прошедших специальную подготовку, в порядке конкурсного отбора.
Вознаграждение представителю государства и возмещение других затрат на управление акциями должно ставиться в зависимость от достижения определенных финансовых результатов акционерных обществ и должно производиться за счет их прибыли.
Осуществление следующих мероприятий предполагает повышение эффективности управления акциями (долями, паями), находящимися в собственности области:
а) классификация хозяйственных обществ и товариществ по количественным и качественным показателям с целью определения основных групп находящихся в государственной собственности области акций, по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления.