Действующий

Об утверждении Концепции управления государственным имуществом Саратовской области

2. Управление государственными предприятиями и учреждениями

2.1. Оценка состояния


Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника имущества предприятий и учреждений определяется Законом Саратовской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Саратовской области».

Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - Комитет):

создает, реорганизует и ликвидирует в установленном законодательством порядке государственные предприятия, выступает учредителем (соучредителем) хозяйственных обществ и товариществ;

согласовывает учредительные документы предприятий и учреждений и согласовывает заключение, изменение и расторжение контрактов с их руководителями;

закрепляет за предприятиями и учреждениями имущество, относящееся к областной собственности, на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и согласовывает вопросы распоряжения этим имуществом;

осуществляет контроль за сохранением и надлежащим использованием государственного имущества и принимает решения о дальнейшем использовании областного имущества;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области полномочия продавца государственного имущества области;

выполняет другие функции.

Областные отраслевые органы исполнительной власти (далее - отраслевые органы):

вносят в установленном порядке предложения о создании, реорганизации, приватизации и ликвидации государственных предприятий  и учреждений;

утверждают учредительные документы предприятий и учреждений;

назначают и освобождают от должности руководителей предприятий и учреждений;

обеспечивают организацию повышения квалификации руководящего состава предприятий;

обеспечивают организацию и проведение аттестации руководителей предприятий;

выполняют другие функции.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма государственного унитарного предприятия и институт хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом управления предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность соответствующих предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.     

В частности, руководители государственных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством в отношении предприятий, созданных на базе имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не дают ему возможности изымать неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

На практике широкие полномочия руководителей предприятий приводят к заключению сделок, в которых имеется заинтересованность руководства предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции. Имеют место случаи перевода части финансовых потоков предприятий в фирмы-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков.

Ряд областных предприятий, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, функционирует в организационно-правовой форме, не предусмотренной действующим законодательством.

Учреждения создаются для осуществления функций некоммерческого характера.

Их финансирование полностью или частично производится из средств областного бюджета Саратовской области.

Регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Учреждения же имеют возможность осуществлять финансирование своей деятельности за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником. Последствия этого могут привести к нанесению прямого ущерба областному бюджету. Кроме того, на практике нередки случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества, часть его используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду). При этом доходы от использования областного имущества не перечисляются и не учитываются в областном бюджете.

Отраслевые органы исполнительной власти области, имеющие подведомственные учреждения, не способствуют организации учета закрепленного за ними областного имущества. Мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений ими не проводятся.    

Основные выводы:

деятельность многих организаций, созданных в форме государственных унитарных предприятий, не соответствует целям и задачам, для осуществления которых они созданы;

существующая система управления государственными предприятиями и учреждениями нуждается в реформировании;