САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 23.06.99 г. № 29-1054


О Комплексной программе содействия занятости населения Саратовской области
на 1999-2000 годы

       В целях реализации Закона Российской Федерации "О занятости   населения в Российской Федерации" и осуществления политики содействия занятости населения на территории Саратовской области в 1999-2000 годах Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Принять Комплексную программу содействия занятости   населения Саратовской области на 1999-2000 годы (прилагается).

       2. Рекомендовать органам местного самоуправления области   разработать свои мероприятия по содействию занятости населения в 1999-2000 годах с учетом настоящей программы.

  Председатель
 Саратовской   областной Думы
 А.П.Харитонов


Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 23.06.99 г.   N 29-1054


Комплексная программа содействия занятости населения
Саратовской области на 1999-2000 годы


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

  Наименование              Комплексная программа  содействия  занятости
  Программы            населения Саратовской области на 1999-2000 годы

  Наименование, дата и      Статья 15  Закона  Российской  Федерации  "О
  номер       принятия занятости   населения   Российской    Федерации",
  решения о разработке постановление Правительства области от 23 октября
  Программы            1998   года   N   80-П   "О   работе   Аткарского
                       муниципального    образования    по   обеспечению
                       занятости населения в 1998 году"

  Государственный           Департамент федеральной      государственной
  заказчик Программы   службы занятости населения по Саратовской области

  Основные                  Департамент федеральной      государственной
  разработчики         службы   занятости   населения   по   Саратовской
  Программы            области,   министерство   труда   и   социального
                       развития   области,  администрации  муниципальных
                       образований области,  районные (городские) отделы
                       занятости   населения  области,  центр  занятости
                       молодежи, областной центр занятости женщин, центр
                       по занятости женщин г.  Балакова, областной центр
                       занятости   инвалидов,   министерство   экономики
                       области,     министерство    финансов    области,
                       министерство промышленности области, министерство
                       строительства и архитектуры области, министерство
                       торговли   области,    министерство    мелиорации
                       области,    министерство    жилищно-коммунального
                       хозяйства   области,   министерство   по    делам
                       молодежи,  спорту и туризму области, министерство
                       образования    области,    военный    комиссариат
                       Саратовской  области,  Поволжский межрегиональный
                       учебный центр Министерства  труда  и  социального
                       развития    Российской    Федерации,   Поволжская
                       академия  государственной   службы,   Саратовский
                       региональный    центр   переподготовки   офицеров
                       запаса,   ОАО   "Конверсия-Саратов",   ассоциация
                       "Центр   социальной   адаптации  военнослужащих",
                       миграционная    служба     области,     Федерация
                       профсоюзных организаций Саратовской области.

  Цели и        задачи      Снижение социальной  напряженности  на рынке
  Программы, важнейшие труда Саратовской области.
  целевые показатели        Формирование благоприятных    условий    для
                       занятости населения и обеспечения  рабочей  силой
                       предприятий Саратовской области.
                            Содействие сбалансированности          между
                       предложением  рабочей  силы  и спросом на нее для
                       создания условий эффективной занятости  населения
                       области.
                            Решение проблемы   социальной   защиты    от
                       безработицы.
                            Развитие рыночных отношений в сфере труда.

                            Проведение политики   содействия   занятости
                       направлено на:
                            - более   полное   использование   имеющихся
                       рабочих мест;
                            - поддержку  создания  новых  рабочих  мест,
                       развитие  малого  и  среднего  бизнеса,  частного
                       предпринимательства;
                            - совершенствование   качественного  состава
                       трудовых ресурсов в соответствии со  структурными
                       изменениями    в   экономике   путем   обновления
                       кадрового  потенциала  за  счет   трудоустройства
                       молодежи,       упреждающей      профессиональной
                       подготовки,    переподготовки     и     повышения
                       квалификации   экономически   активных   граждан,
                       прежде  всего   составляющих   мобильный   резерв
                       рабочей   силы,   с   учетом  меняющегося  спроса
                       экономики на рабочую силу в интересах обеспечения
                       ее конкурентоспособности;
                            - сокращение периода поиска работы незанятым
                       населением;
                            - максимально     возможное      привлечение
                       безработных  к  общественным  и  другим временным
                       работам;
                            - оказание   дифференцированной   социальной
                       поддержки безработным;
                            - развитие системы социального партнерства.

  Сроки     реализации      В течение 1999-2000 годов.
  Программы

  Объемы и   источники      Финансовые затраты  на  реализацию Программы
  финансирования       из  Государственного  фонда  занятости  населения
                       Российской  Федерации  в 1999 году составят 155,2
                       млн.  руб.;   средства   бюджетов   муниципальных
                       образований      области,     направляемые     на
                       финансирование мероприятий, влияющих на состояние
                       рынка труда, составят 316,9 тыс. руб.

  Ожидаемые   конечные      Реализация мероприятий  Программы  в течение
  результаты           1999-2000 годов позволит:
  реализации Программы      - сдержать       среднегодовой       уровень
                       регистрируемой безработицы в 1999 году в пределах
                       1,8-2,0  %  от численности экономически активного
                       населения, в 2000 году - в пределах 2,1%;
                            - оказать  содействие  в  трудоустройстве на
                       имеющиеся вакансии 63,4 тыс.  чел., в том числе в
                       1999 году - 31,7 тыс. чел.;
                            - обеспечить временное трудоустройство  18,7
                       тыс.  чел.,  в  том  числе в 1999 году - 9,4 тыс.
                       чел.;
                            - поддержать  предпринимательскую инициативу
                       6,6 тыс. чел., в том числе в 1999 году - 3,3 тыс.
                       чел.;
                            - получить  необходимые   для   последующего
                       трудоустройства  профессиональные навыки и знания
                       6,4 тыс. чел., в том числе в 1999 году - 3,2 тыс.
                       чел.;
                            - провести   профориентационную   работу   с
                       охватом 133,8 тыс.  чел., в том числе в 1999 году
                       - с 66,9 тыс. чел.;
                            - способствовать  социальной адаптации через
                       специальные  программы  "Клуб  ищущих  работу"  и
                       "Новый старт" 4800 безработным гражданам,  в т.ч.
                       в 1999 году - 2400 чел.;
                            - обеспечить поддержку доходов 114,5 - 116,5
                       тыс. безработных граждан, в том числе в 1999 году
                       - 52,7 - 54,7 тыс. безработных граждан.

  Организация контроля      Общий контроль   за   реализацией  Программы
  за       исполнением осуществляют   областная   Дума,    Правительство
  Программы            области и Департамент федеральной государственной
                       службы занятости населения по Саратовской области
                       (далее - ДФГСЗН по Саратовской области)

ВВЕДЕНИЕ

       Комплексная программа содействия занятости населения   Саратовской области на 1999-2000 годы (далее именуется Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", с целью выработки комплексных мер по сдерживанию безработицы и социальной защите граждан, вынужденно потерявших работу.

       Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза   социально-экономического развития Саратовской области на 1999-2000 годы, разработанного министерством экономики области, а также предложений министерств и ведомств области и других заинтересованных организаций, в компетенции которых находятся различные аспекты регулирования отношений в трудовой сфере. Программа разработана с учетом протекающих в настоящее время демографических и экономических процессов, прогнозной оценки состояния рынка труда как в целом по области, так и по каждому району.

       Основная цель политики занятости, проводимой на территории   Саратовской области, - формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий через стабилизацию экономики области, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие системы обучения кадров, повышение эффективности деятельности государственной службы занятости населения области.

       Данная Программа предусматривает консолидацию действий   министерств и ведомств области по реализации политики Правительства области на рынке труда в едином контексте мероприятий по оздоровлению экономики. Ее реализация направлена на обеспечение полной занятости тех, кто желает работать, обеспечение достойной среды обитания жителей области, повышение их уровня жизни.

       Используемые в Программе понятия означают следующее:

       трудовые ресурсы - лица трудоспособного возраста (за   исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста;

       занятые - лица трудоспособного возраста и старше, а также   младшего возраста, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, не по найму, на приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан, без оплаты на семейном предприятии;

       незанятые - лица трудоспособного возраста и старше (если   последние не ищут работы), которые не имеют работы (доходного занятия);

       безработные - лица трудоспособного возраста и старше, которые   не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости населения и получившие этот статус в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения;

       экономически активное население - часть населения,   обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения (далее - ЭАН) включает занятое население и безработных граждан;

       безработица - явление в экономике, при котором часть   экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. Выделяются следующие виды безработицы:

       сезонная, которая обусловлена сезонным характером   деятельности организации;

       структурная, которая вызвана несоответствием структуры   рабочих мест структуре рабочей силы;

       скрытая (завуалированная), которая характеризуется   накоплением на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит к снижению производительности труда.

       Безработица различается по продолжительности - временная (до   4 месяцев) и хроническая (свыше года);

       уровень общей безработицы - отношение численности общего   количества безработных к численности экономически активного населения (в процентах);

       уровень регистрируемой безработицы - отношение численности   зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в процентах);

       уровень экономической активности - отношение численности   экономически активного населения к общей численности населения (в процентах).

1. Занятость и рынок труда в переходный период

1.1. Макроэкономические факторы

       Развитие рынка труда Саратовской области, как и других   региональных рынков труда, напрямую связано с процессами, происходящими в отраслях экономики.

       Формирование рынка труда Саратовской области за 1998 год   определяли следующие социально-экономические факторы: небольшой, но устойчивый рост промышленного производства - на 1,2% по сравнению с 1997 годом, сокращение производства продукции сельского хозяйства - на 37,3%, объема инвестиций в основной капитал - на 4,3%, объема платных услуг населению - на 7,9%, внешнеторгового оборота - на 37,7%.

       Рост промышленного производства, в основном, обеспечен за   счет таких отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и пищевая промышленность. Однако по результатам обследования деловой активности базовых предприятий промышленности более 17% предприятий отмечали уровень загрузки производственных мощностей от технологически обоснованной нормы не более 30%.

       По данным министерства собственности и банкротства области, в   1998 году 35 предприятий признаны несостоятельными, в том числе такие крупные предприятия области, как ОАО "Нитрон", АОЗТ "ДСК" (г. Саратов), ОАО "Иргиз" (г. Балаково). На 28 предприятиях области в 1999 году будет действовать внешнее управление.

       В строительстве доля убыточных предприятий составила 40%, а   задолженность по заработной плате работникам отрасли - более 5 месяцев.

       Приостановка падения производства в некоторых отраслях   народного хозяйства области не улучшила их финансовое положение. Выросли по сравнению с аналогичным периодом 1997 года дебиторская и кредиторская задолженности, в том числе и просроченные. Просроченная задолженность по платежам в бюджет составляет 13% от общей суммы просроченной кредиторской задолженности.

       На снижение объемов сельскохозяйственной продукции в текущем   периоде большое влияние оказали неблагоприятные природные условия. Финансовое положение сельскохозяйственных предприятий остается тяжелым, кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 6 раз, 81 % всей кредиторской задолженности является просроченной.

       Экономический кризис привел к резкому росту цен. Индекс   потребительских цен в декабре 1998 года составил 184,1% к декабрю 1997 года, в т.ч. по продовольственным товарам - 192,5%, по непродовольственным - 192,8%, по платным услугам населению 121,2%.

       Начисленная средняя номинальная заработная плата одного   работника по области составила за ноябрь 719,7 рублей и выросла за год на 5,8%, размер реальной заработной платы снизился за тот же период на 36,5%. В то же время прожиточный минимум в декабре составил 673,4 рубля, и за год его размер увеличился почти в два раза. Денежные доходы ниже прожиточного минимума имели 27,7% населения области.

       Таким образом, к основным причинам, затормаживающим развитие   экономики и ход экономических реформ (что прямым образом отражается на занятости населения), следует отнести отсутствие оборотных средств на предприятиях, кризис неплатежей, отсутствие инвестиций, что приводит к большой изношенности основных фондов, снижению зависимости оплаты труда от его качества и количества, снижению жизненного уровня населения, расслоению общества.

1.1.1. Изменения в сфере занятости

       Проводимые в стране и области реформы обусловили   количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются:

       1) снижением численности населения, занятого экономической   деятельностью. По данным областного комитета государственной статистики, по сравнению с началом года численность занятых в экономике области сократилась на 3,5 % и составила на конец года 1164,2 тыс. чел. По прогнозу министерства экономики Саратовской области, в 1999-2000 годах произойдет дальнейшее уменьшение численности занятых в экономике (приложение 1).

       Снижение количества занятых в экономике связано, с одной   стороны, с высвобождением работников с убыточных предприятий, с другой стороны, - с избавлением от излишней численности с эффективно и стабильно работающих предприятий;

       2) перераспределением работающих по формам собственности. В   1998 году, по оценочным данным, вне государственного сектора экономики было занято 693,9 тыс. чел. в среднегодовом исчислении, или 60% от всех занятых в экономике области, в том числе непосредственно в частном секторе - 549,2 тыс. чел., или 47,5%. На сегодняшний день, по данным Государственной налоговой инспекции по Саратовской области, 61,2 тыс. чел. занимается предпринимательской деятельностью, в области создано 705 фермерских хозяйств. На 13,1 тыс. малых предприятий трудится 90,6 тыс. чел. Развивается рыночная инфраструктура, банковская сфера, страховые компании и другие альтернативные направления занятости населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»