По определению Всемирной организации здравоохранения под репродуктивным здоровьем следует понимать состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивающее возможность вести безопасную и эффективную половую жизнь в сочетании со способностью воспроизвести здоровое потомство в количестве и сроки, определенные самим индивидуумом.
Демографическая ситуация в Саратовской области с 1988 года характеризуется негативными тенденциями с резким уменьшением рождаемости с 16,3 на 1000 населения в 1987 году до 8,1 на 1000 населения в 2000 году, что не обеспечивает простого замещения поколений (коэффициент средней рождаемости равен 1,12 при необходимости 2,14), что при высокой смертности населения (показатель смертности - 16,3 на 10 000 населения в 2000 году) ведет к депопуляции. Население области с 1995 года уменьшилось на 1,1 процента. Уменьшается доля детей в возрастной структуре населения - 17,6 процента в 2000 году (21,9 процента в 1990 году). Отмечается старение населения с преобладанием группы пенсионного возраста - 29 процентов среди женщин (26,5 процента в 1990 году).
Анализ демографической ситуации показал, что негативные процессы, в основном, обусловлены неудовлетворительным здоровьем и репродуктивными установками большинства населения на малодетную семью (10 процентов молодых людей не хотят иметь детей, а 83 процента хотят иметь не более двух (по социологическим исследованиям среди молодежи областного центра планирования семьи и репродукции в 1998 году).
Существенную роль играют особенности реализации репродуктивной функции, когда на одни роды приходится два аборта, 56 процентов первых беременностей прерываются путем аборта и уровень абортов, несмотря на снижение, остается достаточно высоким, особенно среди жительниц села.
О прогрессивном ухудшении репродуктивного здоровья населения области свидетельствует ухудшение его основных индикаторов: более 1/3 детей рождается больными, в структуре заболеваний преобладают врожденные пороки развития, отмечается рост маловесных детей - более 22 процентов при 19 процентах в 1996 году, что напрямую связано с социально-экономическими условиями жизни. Несмотря на тенденцию к снижению, выше среднероссийского остается показатель младенческой смертности - 17,6 на 1000 родившихся в 2000 году. Лишь 28 процентов родов являются физиологическими (40 процентов в 1995 году). Отмечен рост гинекологических заболеваний в 2 раза за последние 2 года. В структуре преобладают воспалительные заболевания, что во многом связано с либерализацией сексуальных отношений при отсутствии навыков и умений в профилактике инфекций, передающихся преимущественно половым путем, и абортов.
Отмечен рост бесплодия в браке, причем в 50-56 процентах случаев причина - в мужском факторе, что косвенно свидетельствует о серьезности проблемы репродуктивного здоровья мужчин. К сожалению, отсутствие андрологической службы и несовершенство имеющейся государственной статистики в области мужского репродуктивного здоровья не позволяют дать оценку проблеме. Проведенные пилотные исследования областного центра планирования семьи и репродукции в 1998-1999 годах показали высокую распространенность заболеваний мужской репродуктивной сферы, что требует разработки специальных мер.
Старение населения, преобладание в старших возрастных группах женщин делают необходимой разработку мероприятий по охране репродуктивного здоровья старшей возрастной группы, направленных на сохранение работоспособности, активного долголетия, профилактику онкопатологии.
Еще более негативными тенденциями характеризуется репродуктивное здоровье населения сельской местности, где с разрушением социальной инфраструктуры отчетливо снизился уровень оказания медицинской помощи, в т.ч. в вопросах охраны репродуктивного здоровья. Отмечен рост младенческой смертности - 19,2 на 1000 родившихся живыми в 2000 году при 17,6 в среднем по области; по выборочным данным, уровень абортов среди жительниц села достоверно выше, выше уровень материнской смертности, среди умерших за последние 10 лет жительницы села составили 39 процентов, а среди умерших от внебольничных абортов- 54 процента.
Все это требует разработки специальных медицинских и социальных мер профилактики.
Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основными законами об охране здоровья населения Российской Федерации и Саратовской области, на основе Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 13 июля 2001 года № 82-П, в соответствии с Концепцией развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 21 сентября 2000 года № 97-П, Концепцией улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года № 6. Определяя цели, стратегию и приоритетные направления деятельности, Программа представляет собой целостную комплексную систему мероприятий, основанных на межведомственном и межотраслевом сотрудничестве, позволяющих создать комплексную систему помощи населению по укреплению репродуктивного здоровья и сохранению репродуктивного потенциала, обеспечить укрепление семьи и ее воспитательной функции, создать предпосылки изменения демографической ситуации в области.
Приоритетами данной Программы являются:
1) обеспечение государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья населения;
2) реализация дифференцированного подхода к комплексу медико-психологической помощи в сфере репродуктивного здоровья с учетом половых и возрастных различий:
мероприятия по охране репродуктивного потенциала - система медико-психологической и просветительской помощи детям и подросткам;
мероприятия по решению проблем безопасного материнства, снижения младенческой, материнской смертности и проблемы репродуктивного здоровья мужчин;
комплекс медико-психологической и социальной помощи населению старшего возраста (актуальные проблемы активного долголетия в связи с постарением населения);
3) разработка системы мероприятий медико-психологической и социальной помощи в сфере охраны репродуктивного здоровья сельского социума;
4) обеспечение возможности получения достоверной, научно-обоснованной и доступной информации по вопросам репродуктивного поведения, формирования навыков здорового образа жизни, осознанного материнства и отцовства, семейных ценностей, профилактики болезней, передающихся половым путем, и формирование репродуктивной культуры населения;
5) укрепление и развитие социального института семьи, создание условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций: репродуктивной, воспитательной, экономической и т.д.;
6) соблюдение прав человека, гендерного равенства, обеспечение женщинам возможности успешной реализации профессиональной, общественной, материнской функций. Создание «безопасных» рабочих мест для женщин активного репродуктивного возраста. Охрана здоровья женщин на производстве. Противодействие сексуальной эксплуатации женщин;
7) вовлечение общественности и населения в активную деятельность по охране репродуктивного здоровья;
8) разработка и внедрение диагностических и реабилитационных технологий, направленных на быстрейшее восстановление репродуктивного здоровья, стандартизация этапов медицинской помощи.
Основополагающее значение имеют:
формирование единой государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию;
обеспечение финансирования государственных гарантий по охране репродуктивного здоровья населения;
совершенствование законодательной базы в области охраны репродуктивного здоровья граждан.
В условиях ограниченности бюджетных средств важным направлением становится разработка гарантированных объемов медицинской помощи в разделе охраны репродуктивного здоровья, в т.ч. в вопросах профилактики, поиска источников финансирования, не запрещенных законодательством.