САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 13.11.2002 г. № 3-97
Об областной целевой программе
«Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови»
на 2003-2006 годы
(с изменениями на 18 октября 2006 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 19.04.2006 N 54-2130,
постановлением Саратовской областной Думы от 18.10.2006 N 59-2404.
_______________________________________________________________
Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить областную целевую программу «Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови» на 2003-2006 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления принять соответствующие целевые программы на 2003-2006 годы.
Председатель
Саратовской областной Думы
С.А.Шувалов
Секретарь
Саратовской областной Думы
В.В.Мальцев
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 13.11.2002 г. № 3-97
_______________________________________________________________
Текст Программы после слов "министерство здравоохранения области"
дополнен словами ", министерство здравоохранения и социальной поддержки области" -
постановление Саратовской областной Думы от 19.04.2006 N 54-2130.
_______________________________________________________________
Наименование Программы | - областная целевая программа «Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови» на 2003-2006 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | - Правительство области |
Основные разработчики Программы | - министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области |
Цель Программы | - развитие донорства крови и ее компонентов, удовлетворение потребностей лечебных учреждений в безопасных продуктах из донорской крови, позволяющих исключить возможность передачи с донорской кровью вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ - инфекция, гепатиты «В», «С» и др.) |
Основные задачи Программы | - совершенствование форм и методов привлечения граждан к донорству крови и ее компонентов; совершенствование системы управления донорством и системы оперативного управления запасами донорских компонентов крови; совершенствование структуры и функционирования службы крови области; обеспечение современного уровня заготовки, переработки, хранения и апробации донорской крови посредством внедрения новейших медицинских технологий с использованием специализированного высокоэффективного оборудования |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2003 - 2006 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области |
Финансирование Программы | - общий объем финансирования Программы на 2003-2006 годы - 54929,3 тыс. рублей (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 19.04.2006 N 54-2130, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - увеличение показателя донорства в области до 14 доноров на 1000 населения; увеличение объема заготовки крови в 1,5 раза и переработки донорской крови до 99 процентов; улучшение обеспеченности лечебных учреждений области безопасными компонентами и препаратами крови: эритросодержащими средами до 85 процентов, плазмой до 60 процентов, криопреципитатом до 100 процентов, диагностическими стандартами до 100 процентов; исключение возможности передачи с донорской кровью, ее компонентами и препаратами вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, гепатиты «В», «С» и др.) |
Организация контроля за исполнением Программы | - Правительство области, министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области |
Служба крови области представлена сетью подразделений, осуществляющих заготовку, переработку и хранение донорской крови. Саратовская область в структуре службы крови Российской Федерации по IV (Поволжской) зоне остается на восьмом - последнем - месте по числу кроводач, объему заготовки крови на одного жителя, обеспеченности лечебных учреждений компонентами и препаратами крови.
Заготовка крови на одного жителя области составляет 4 мл и постоянно снижается (среднероссийский показатель - 10,8 мл); в расчете на одну койку заготавливается 380 мл (среднероссийский показатель - 1500 мл).
Несмотря на то что потребности лечебных учреждений области в компонентах и препаратах крови постоянно увеличиваются, объем заготовки донорской крови ежегодно снижается на 5 процентов и в настоящее время составляет 36 процентов от необходимого минимального объема потребности крови и 50 процентов по отношению к 1991 году. Трансфузионная активность даже в крупных лечебных учреждениях не превышает 10 процентов при нормативе - 30 процентов. Недостаток в компонентах крови особенно проявляется в центральных районных больницах, что приводит к неполноценному оказанию трансфузионной помощи. Дефицит компонентов крови существенно влияет на качество лечения, а также на длительность пребывания больного на лечении, исход заболевания и дальнейший прогноз жизни.
Для нормального функционирования лечебных учреждений при минимальном нормативе в области должно заготавливаться от 26,0 до 30,0 тонны крови в год, плазмы - от 16,0 до 18,0 тонны, эритроцитарной массы - 10,0 - 11,0 тонны, криопреципитата - 20 тысяч доз, иммуноглобулинов - 160 тысяч доз, альбумина - 4,0 тонны. Реальные потребности лечебных учреждений области в компонентах и препаратах крови при сохранении среднего уровня заболеваемости населения будут перспективно увеличиваться. В связи с этим для своевременного оказания трансфузиологической помощи необходимо наращивать объемы производства и производственные мощности. В противном случае потребности лечебно-профилактических учреждений в 2003 году будут удовлетворены в среднем лишь на 41,5 процента.
Одной из главных проблем, которые приводят к снижению обеспеченности лечебных учреждений области компонентами и препаратами крови, остается уменьшение количества активных доноров и снижение их пригодности к донорству крови. По данным Всемирной организации здравоохранения 5 процентов населения должно участвовать в донорстве, чтобы полностью обеспечить потребности региона в продуктах крови. Показатель донорства в 2001 году составил 0,8 процента от общей численности населения области, что почти в 7 раз ниже европейского показателя (5-6 процентов). Количество доноров в 2001 году снизилось по сравнению с 1991 годом на 56 процентов. В связи с этим резко возрастает актуальность проблемы донорства, так как доноры остаются единственным источником получения крови для приготовления компонентов и препаратов крови, используемых при лечении тяжелых заболеваний. Но не всякий человек, выразивший желание сдать кровь, может стать донором, и не вся донорская кровь может быть использована для лечения. Донорские кадры формируются из здоровой части населения, которая с каждым годом уменьшается. Около 10 процентов обратившихся на сдачу крови в 2001 году отведено от донорства на этапе медицинского освидетельствования из-за наличия противопоказаний. Почти 7 процентов донорской крови (9 процентов доноров) не допущено в лечебную сеть по лабораторным данным на основании выявленных инфекционных маркеров.
Активность участия населения в безвозмездном донорстве крови, плазмы, клеток крови, особенно в специальных иммунных видах донорства, в ближайшие годы будет снижаться в связи с отсутствием в течение длительного времени реальных побудительных мотивов и стимулов к донорству крови и ее компонентов. Снижение донорства на 20 процентов ожидается и в 2003 году.
В связи с этим необходимо создание новой действенной и активной системы целенаправленной агитации и пропаганды донорства, формирование реальных побудительных мотивов и стимулов, информирование населения по вопросам донорства начиная с детского и юношеского возраста. Информация должна быть понятной для различных возрастных и социальных групп населения, способствовать формированию добровольных побудительных мотивов к донорству с раннего возраста, способствовать росту престижности донорства как одного из критериев здоровья населения. Прогнозируется, что установление дополнительных льгот донорам, давшим свою кровь и компоненты добровольно и безвозмездно, будет способствовать увеличению числа таких лиц.
В условиях действия рыночных отношений для развития донорства становится необходимым не только постоянная, систематическая работа, включающая пропаганду и агитацию, но и принятие правовых актов, исполнение имеющихся, а также создание других форм стимулирования и комплектования донорских кадров.
Кроме того, безопасное донорство требует единого учета и идентификации, введения компьютеризированной информационной системы, гарантирующей полную информацию о вирусоносительстве и исключающей необходимость затрат финансовых средств и времени на повторные контрольные исследования крови доноров.
Применение комплекса мер, определенных в Программе, позволит укрепить авторитет донора, обеспечить его защищенность от возможных неблагоприятных правовых, социальных и медицинских последствий, связанных с выполнением донорских функций, позволит переориентировать региональную политику в отношении донорства.
Помимо реализации указанных мероприятий, снижение количества доноров требует максимально эффективно использовать каждую донацию, переходить от заготовки консервированной крови к методикам плазмафереза и цитафереза, а также криоконсервирования клеток крови. Внедрение данных технологий поможет уменьшить дефицит донорских кадров в 1,5 и более раз.
Наряду с развитием донорства осуществление мероприятий, направленных на модернизацию материально-технической базы учреждений службы крови, позволит более рационально использовать заготовленную донорскую кровь, привести производство компонентов и препаратов крови в соответствие с международными нормами (Всемирная организация здравоохранения, Женева, 2000 год). Существующие технологии заготовки и переработки донорской крови, производство ее компонентов в области не в полной мере соответствуют принципам глубокой переработки донорской крови, не позволяют полностью исключить внутрипроизводственные потери в силу крайне ограниченного срока хранения живых клеток крови и многих препаратов, получаемых из донорской крови. Кроме того, укомплектованность оборудованием учреждений службы крови области составляет 10 процентов от имеющейся потребности, при этом 90 - 97 процентов оборудования является изношенным и морально устаревшим, что не дает возможности производить необходимые и высокоэффективные продукты крови для лечебной сети.
Оснащение учреждений службы крови современным технологическим оборудованием позволит обеспечить план производства, эффективную и качественную работу учреждений службы крови, повышение качества и безопасности для реципиентов заготавливаемой донорской крови, ее компонентов и препаратов, рациональное использование «сырьевых» ресурсов с учетом современных технологий производства.
Для увеличения производства компонентов и препаратов крови на основе совершенствования существующих, внедрения новых современных технологий и расширения номенклатуры выпускаемых препаратов необходимо:
обеспечить донацию крови в одноразовые пластикатные контейнеры с гемоконсервантом;
максимально полно фракционировать донорскую кровь методом центрифугирования;
увеличить объем заготовки плазмы методом плазмафереза (ману-ального, дискретного и аппаратного);
обеспечить быстрое замораживание и низкотемпературное хранение всей заготовленной плазмы.
Широкое распространение среди населения области ВИЧ-носительства, парентеральных гепатитов, СПИД-ассоциированных инфекций (цитомегаловирус, герпес и др.) создало реальную угрозу распространения и передачи инфекций при переливании донорской крови, способных привести к самым тяжелым последствиям. Поэтому в срочном порядке необходимо применение целого ряда организационных и технологических мероприятий по обеспечению гарантированной инфекционной безопасности при заготовке донорской крови и ее препаратов.
В первую очередь требуется организация регионального банка крови для карантинизации плазмы и хранения криоконсервированных клеток крови на базе областной станции переливания крови. Применение методики криоконсервирования клеток крови существенно уменьшит опасность передачи вирусной инфекции, создаст условия для формирования банка аутокрови и запаса компонентов крови для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций. Внедрение технологий заготовки высокоочищенных компонентов крови с использованием современного оборудования и вспомогательного материала, переход от заготовки эритроцитной массы к производству эритроцитной взвеси со сниженным содержанием лейкоцитов, развитие в практике работы лечебных учреждений аппаратного аутодонорства компонентов крови приведут к снижению риска передачи гемотрансмиссивных инфекций.
Таким образом, в службе крови области сегодня сложилась неблагоприятная ситуация, ставящая под угрозу обеспечение лечебных учреждений компонентами и препаратами крови, эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории области, а также донорскую базу территории области, являющуюся стратегическим ресурсом. Исходя из этого, необходимо в максимально сжатые сроки провести целый комплекс организационных, технологических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, которые позволили бы сохранить и развить производственную базу, исключить передачу и распространение через гемотрансфузии вирусных инфекций, сохранить донорский ресурс и объемы заготовки крови.
II. Цель и задачи Программы
Основной целью настоящей Программы является развитие донорства крови и ее компонентов в Саратовской области, удовлетворение потребностей лечебных учреждений в компонентах и препаратах крови в интересах охраны здоровья населения, обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови, позволяющей исключить возможность передачи пациентам с переливаемой кровью, ее компонентами и препаратами вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, гепатиты «В», «С» и др.).
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
совершенствование форм и методов привлечения граждан к донорству крови и ее компонентов;
совершенствование системы управления донорством и системы оперативного управления запасами донорских компонентов крови;
совершенствование структуры и функционирования службы крови области;
обеспечение современного уровня заготовки, переработки, хранения и апробации донорской крови посредством внедрения новейших медицинских технологий с использованием специализированного высокоэффективного оборудования.
Программа рассчитана на 2003 - 2006 годы.
В течение этого времени планируется:
переоснастить материально-техническую базу областной станции переливания крови;
внедрить на территории области единые стандарты качества донорской крови и ее компонентов, ввести карантинизацию донорской плазмы;
внедрить производство эритроцитосодержащих сред, освобожденных от примесей лейкоцитов, для снижения риска вирусного заражения при гемотрансфузиях;
создать банк вирусобезопасной плазмы и клеток крови.
Планируется также поднять в учреждениях службы крови на современный уровень апробацию заготавливаемой донорской крови и ее компонентов, создать единый электронный банк данных о донорской базе, позволяющий хранить информацию о здоровье доноров, реорганизовать отделения переливания крови при крупных учреждениях здравоохранения в отделения клинической гемотрансфузиологии (кабинеты трансфузионной терапии) и обеспечить выдачу в лечебную сеть вирусобезопасной донорской крови, ее компонентов и препаратов.
1. Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови посредством проведения информационной кампании по проблемам донорства с привлечением средств массовой информации. Подготовка, выпуск и распространение агитационных и пропагандистских изданий. Изготовление и организация выдачи нагрудных знаков и удостоверений «Почетный донор России». В полной мере исполнение имеющихся правовых актов. Введение других форм стимулирования и комплектования донорских кадров.
2. Восстановление и развитие материальной базы учреждений службы крови. Создание эргономических условий для донаций.
3. Создание на базе областной станции переливания крови:
единой информационной системы (электронного банка данных), позволяющей осуществлять мониторинг состояния донорской базы на основе индивидуального учета лиц, сдававших кровь, с присвоением им персонального идентификационного кода донора;
локальной вычислительной системы для оперативного управления запасами донорских компонентов крови и обеспечение автоматизированного контроля за процессом карантинизации;