4.1. Разработка нормативно-правовой базы системы патриотического воспитания области
Основные направления формирования нормативно-правовой базы системы патриотического воспитания области включают в себя:
принятие правовых актов Правительством области, областной Думой, органами местного самоуправления, регулирующими вопросы патриотического воспитания детей и молодёжи области с учётом региональной специфики;
разработку положений о центрах патриотического воспитания, о смотрах и конкурсах в сфере патриотического воспитания, об экспериментальных площадках;
оказание органами исполнительной власти области и местного самоуправления помощи общественным организациям, занимающимся патриотическим воспитанием, в разработке нормативных документов, регулирующих их деятельность.
4.2. Организационное обеспечение патриотического воспитания
Организационное обеспечение патриотического воспитания детей и молодежи в Саратовской области предполагает:
организацию взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, ветеранских, детских и молодёжных общественных организаций и объединений, военных комиссариатов, патриотических клубов, творческих союзов, религиозных конфессий, средств массовой информации в сфере патриотического воспитания детей и молодежи; создание с этой целью межведомственного координационного совета при Правительстве области;
создание системы специализированных центров патриотического воспитания на областном и муниципальном уровне, осуществляющих методическое и информационное обеспечение патриотического воспитания детей и молодежи, обобщение передового опыта;
разработку муниципальных программ патриотического воспитания на основе федеральной и областной программ;
создание детских и молодежных клубов и объединений патриотической направленности.
4.3. Обновление содержания и форм патриотического воспитания
Обновление содержания и форм патриотического воспитания в образовательных учреждениях, молодежных организациях и объединениях области достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.
Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
формирование нравственно устойчивой, цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим поколениям, мужество в различных жизненных ситуациях, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
воспитание потребности к труду как важнейшей жизненной необходимости, главному способу и средству достижения успеха в жизни;
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений (наркомании, пьянства, проституции и др.), подрывающих физическое и духовное здоровье нации;
использование возможностей религиозных конфессий, исповедующих развитие в обществе нравственных идеалов, рассматривающих служение Родине как высший духовный долг и предназначение человека.
Культурно-историческое направление, предполагающее:
воспитание потребности к освоению и сохранению национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию и Саратовскую область; формирование понимания места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры; вовлечение детей и молодежи в работу по сохранению культурных и исторических памятников, мемориальных комплексов, памятников боевой и трудовой славы;
обеспечение условий для овладения глубокими знаниями истории России; изучение жизни и деятельности выдающихся личностей России и Саратовской области; сохранение исторической памяти и преемственности поколений, связи духовного развития современного общества с историческим прошлым страны;
формирование чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с интернационализмом, способностью жить в духе взаимопонимания и толерантности с людьми других культур, языков и религий;
воспитание любви к малой Родине - Саратовской области, родному городу, селу, гордости за их историю и достижения настоящего времени; организация с этой целью туристских походов, краеведческих, литературно-этнографических, фольклорных, экологических экспедиций, экскурсий, археологических разведок; создание летописей школ, деревень, городов, составление своей родословной; создание в образовательных учреждениях краеведческих, этнографических и экологических музеев;