Устав (Основной Закон) Саратовской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает дополнительные гарантии прав и свобод граждан, закрепляет основы экономической и социальной политики области, определяет систему и полномочия органов государственной власти области, основные начала местного самоуправления.
Статья 2. Территория области
Описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, признается официальным документом, фиксирующим границы области.
Территория и границы области не могут быть изменены без учета мнения населения области.
Статья 3. Социальная политика в области
Деятельность органов государственной власти области и местного самоуправления направлена на обеспечение достойных условий жизни и деятельности, экологически безопасной среды обитания, развития экономики, культуры, социальной сферы с учетом особенностей региона, традиций, быта, этнического состава населения, сфер занятости людей.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, оказывают особое внимание многодетным и неполным семьям.
Органы государственной власти области совместно с органами местного самоуправления, общественными объединениями принимают меры к развитию в городах, селах и других населенных пунктах культурных, духовных, языковых, бытовых традиций граждан различных национальностей, вероисповедания, уклада жизни.
В области осуществляется молодежная политика, гарантирующая молодежи возможность реализовать свои права.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы социальной поддержки ветеранов войны и труда, инвалидов, пенсионеров и других малоимущих и социально-незащищенных жителей области.
В области обеспечиваются гарантированные государством бесплатная медицинская помощь и среднее (полное) общее образование в государственных и муниципальных учреждениях.
Статья 4. Конституционные основы статуса области
В соответствии с Конституцией Российской Федерации область находится в составе Российской Федерации. Как равноправный субъект Российской Федерации область осуществляет совместно с Российской Федерацией или самостоятельно следующие полномочия:
а) совместные полномочия Российской Федерации и области;
б) полномочия вне пределов ведения Российской Федерации и совместных полномочий, реализуемые областью самостоятельно.
Область содействует реализации полномочий, относящихся к ведению Российской Федерации.
Статья 5. Предметы совместного ведения Российской Федерации и области
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти области и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Реализация полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и области на территории области обеспечивается Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами между Российской Федерацией и областью, федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) области, другими законами и нормативными правовыми актами области.
Статья 6. Способы реализации предметов совместного ведения
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и области по предметам совместного ведения разграничиваются на основе:
а) разделения функций управления между органами государственной власти Российской Федерации и области;
б) распределения предприятий и учреждений по подчиненности. Разграничение предметов ведения между органами государственной власти области и органами местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном законом области.
Статья 7. Предметы самостоятельного ведения области
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.
К ведению области относятся:
а) принятие, изменение Устава (Основного Закона) области, других законов области, контроль за их исполнением;
б) административно-территориальное устройство области;
в) установление структуры органов государственной власти области, порядка их формирования и деятельности;