Недействующий

Об областной целевой Программе «Молодежь Саратовской области (2003-2005 годы)» (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 20.03.2008 N 103-П)

2. Условия осуществления молодежной политики в Российской Федерации и в Саратовской области

Условия осуществления молодежной политики в России и в Саратовской области в частности определяются следующими факторами.

Прежде всего, следует учитывать динамику численности молодежи. Прогнозируется некоторый ее рост на протяжении первого пятилетия XXI века (порядка 3 процентов к уровню середины 90-х годов), с достижением максимума к 2005-2007 годам, и дальнейшим спадом к 2010 году (ниже уровня 2000 года). При этом на молодежный возраст приходится треть трудоспособного периода, и молодежь на сегодня составляет 30 процентов трудоспособного населения (по данным Департамента федеральной государственной службы занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации по Саратовской области реально занята в экономике лишь половина: остальные учатся, не имеют работы, занимаются домашним хозяйством).

Социальный статус молодежи определяется, прежде всего, социально-профессиональным положением ее самой и родительских семей.

На рубеже XX-XXI веков лишь пятая часть населения достигала высокого статуса (по квалификации, оплате, удовлетворенности работой) в возрасте до 30 лет. На основании социологического исследования, проведенного кафедрой социальной работы Саратовского государственного технического университета, доля высококвалифицированных работников среди молодежи Саратовской области составляет 15 процентов. При этом 42 процента проявляли равнодушие к специальности, 6 процентов стыдилось своей работы. 63 процента не верило в возможность профессионального продвижения. За пятилетие ситуация несколько изменилась.

Сохраняется тенденция преимущественно горизонтальной профессиональной мобильности. Молодежь легко меняет близкие виды деятельности, или просто рабочие места, но говорить о планируемом карьерном росте можно лишь в отдельных случаях. Формально уровень занятости молодежи высок: зарегистрированы как неработающие и неучащиеся лишь 0,9 процента. Материальной поддержкой родителей пользуется, по крайней мере, 4/5 молодых людей. Свыше 60 процентов в ходе опросов заявляют, что их устраивает материальное положение, при этом официальные доходы 2/3 молодых семей ниже прожиточного минимума. Лишь 1/5 имеет собственное жилье, приобретенное с помощью родителей. При этом, только у 4 процентов приходится свыше 20 квадратных метров на человека. Между тем, молодые семьи составляют 80 процентов от общего количества семей, в них рождается 3/4 детей.

Катастрофическим следует назвать состояние здоровья молодого поколения. В ходе профилактических и диспансерных осмотров здоровыми признаны лишь 14 процентов обследованных школьников, 35 процентов отнесено к группе хронически больных. Широкое распространение получили такие заболевания, как инфекции, передающиеся половым путем, туберкулез, педикулез.

На молодежь в возрасте до 30 лет приходится 49 процентов (по России средний показатель - 57 процентов) общего числа правонарушений. В их структуре наиболее весомое место занимают кражи, насилие против личности. Юноши составляют значительную часть контингента криминальных группировок.

Данные тенденции являются общими как для России в целом, так и для Саратовской области. Таким образом, молодежная политика имеет своим объектом социально-демографическую группу, проблемы которой могут быть диагностированы, как обозначающие, по ряду параметров, пороговые значения кризисного состояния. В условиях дефицита средств эта политика оказывается ориентирована на предупреждение наиболее острых проявлений общего кризиса: борьбу с молодежной преступностью, беспризорностью, наркоманией. Однако, усилий в этих направлениях явно недостаточно для решения проблемы в целом. Чтобы быть успешной, молодежная политика должна обеспечить условия для оптимизации процессов социализации.