Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2002 года № 96-П


Об областной целевой Программе «Молодежь Саратовской области (2003-2005 годы)»


________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 20.03.2008 N 103-П
________________________________________________

В целях реализации молодежной политики и на основании статьи 13 Закона Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области» Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый проект областной целевой Программы «Молодежь Саратовской области (2003-2005 годы)» и представить его на рассмотрение Саратовской областной Думы.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления области до 10 ноября 2002 года разработать и утвердить соответствующие муниципальные целевые программы в сфере реализации молодежной политики.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
Д.Ф.Апцков


Приложение
к постановлению
 Правительства области
от 29 октября 2002 года № 96-П


     ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «МОЛОДЕЖЬ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2003-2005 годы)»


ПАСПОРТ
областной целевой программы «Молодежь Саратовской области (2003-2005 годы)»

Наименование Программы

областная целевая программа «Молодежь Саратовской области (2003-2005 годы)» (далее -Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области»; постановление Губернатора Саратовской области от 24 декабря 2001 года № 266 «О проведении в Саратовской области Года молодежи»

Государственный заказчик и основной разработчик Программы

Правительство области

Цели Программы

формирование здорового образа жизни, условий личностной самореализации молодежи, ее духовно-нравственное воспитание в условиях демократического общества и правового государства

Сроки реализации Программы

2003-2005 годы

Задачи Программы

совершенствование нормативно-правовой оазы в сфере молодежной политики;

методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики;

подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

развитие форм интеллектуального, творческого, нравственного воспитания детей и юношества;

развитие правового сознания, гражданственности, правовой культуры и патриотизма в молодежной среде;

развитие подросткового и молодежного спорта, создание условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде;

содействие в решении вопросов занятости, профессиональной ориентации и адаптации молодежи;

укрепление молодой семьи, организация консультационной и информационной поддержки молодых семей;

международное молодежное сотрудничество;

развитие системы социальных служб и специализированных учреждений для молодежи

Основные исполнители Программы

министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство образования области, министерство труда и социального развития области, министерство культуры области,

министерство экономического развития и торговли области, министерство здравоохранения области, министерство информации и печати области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Главное управление внутренних дел Саратовской области (по согласованию), межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве области, совет федерации профсоюзных организаций области (по согласованию), государственное учреждение «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс», молодежные и детские общественные объединения (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем необходимых финансовых средств областного бюджета для реализации Программы в 2003-2005 годах прогнозно составляет 45,6291 млн рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

повышение уровня гражданского, правового сознания молодежи, повышение деловой и социальной активности молодежи; увеличение востребованности молодежи на рынке труда; укрепление физического здоровья молодого поколения; укрепление института молодой семьи; оптимизация структуры учреждений по работе с молодежью

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет в установленном порядке министерство молодежной политики, спорта и туризма области

     

  
1. Введение

Значимость реализации молодежной политики в региональном, как и в федеральном масштабе, определяется местом самих молодежных проблем в общей системе задач государственных органов. При постановке этих проблем имеется в виду не формулировка частных задач в отношении одной из социально-демографических групп, а конфигурация перспективы развития общества в целом. И здесь проблемы молодежной политики выходят на первый план.

Могут быть смоделированы два основных подхода к постановке задач молодежной политики.

В первом акцентируются проблемы молодежи, как социально-возрастной группы. Круг задач в этом случае определяется характером выявленных проблем.

При втором подходе в центре внимания оказываются проблемы социализации. В этом случае рассматривается не молодежь как специфическая группа, а молодость как этап жизненного пути, проходимый каждым человеком. Задачи в этом случае будут определяться перспективами взросления, реализация проектов молодежной политики ориентирована на оптимизацию процессов социализации. Лишь во втором случае могут быть получены обоснованные критерии для расстановки приоритетов. Реализация молодежной политики осуществляется на основании действующих нормативных правовых актов федерального и областного уровня.

В Саратовской области действует Закон области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Важным шагом стало принятие Закона области «О молодежной политике в Саратовской области». На уровне муниципальных образований действуют программы «Молодежь города (района)», имеющие среднесрочный характер. В их основе лежит межведомственный принцип реализации молодежной политики на территории муниципальных образований.

2. Условия осуществления молодежной политики в Российской Федерации и в Саратовской области

Условия осуществления молодежной политики в России и в Саратовской области в частности определяются следующими факторами.

Прежде всего, следует учитывать динамику численности молодежи. Прогнозируется некоторый ее рост на протяжении первого пятилетия XXI века (порядка 3 процентов к уровню середины 90-х годов), с достижением максимума к 2005-2007 годам, и дальнейшим спадом к 2010 году (ниже уровня 2000 года). При этом на молодежный возраст приходится треть трудоспособного периода, и молодежь на сегодня составляет 30 процентов трудоспособного населения (по данным Департамента федеральной государственной службы занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации по Саратовской области реально занята в экономике лишь половина: остальные учатся, не имеют работы, занимаются домашним хозяйством).

Социальный статус молодежи определяется, прежде всего, социально-профессиональным положением ее самой и родительских семей.

На рубеже XX-XXI веков лишь пятая часть населения достигала высокого статуса (по квалификации, оплате, удовлетворенности работой) в возрасте до 30 лет. На основании социологического исследования, проведенного кафедрой социальной работы Саратовского государственного технического университета, доля высококвалифицированных работников среди молодежи Саратовской области составляет 15 процентов. При этом 42 процента проявляли равнодушие к специальности, 6 процентов стыдилось своей работы. 63 процента не верило в возможность профессионального продвижения. За пятилетие ситуация несколько изменилась.

Сохраняется тенденция преимущественно горизонтальной профессиональной мобильности. Молодежь легко меняет близкие виды деятельности, или просто рабочие места, но говорить о планируемом карьерном росте можно лишь в отдельных случаях. Формально уровень занятости молодежи высок: зарегистрированы как неработающие и неучащиеся лишь 0,9 процента. Материальной поддержкой родителей пользуется, по крайней мере, 4/5 молодых людей. Свыше 60 процентов в ходе опросов заявляют, что их устраивает материальное положение, при этом официальные доходы 2/3 молодых семей ниже прожиточного минимума. Лишь 1/5 имеет собственное жилье, приобретенное с помощью родителей. При этом, только у 4 процентов приходится свыше 20 квадратных метров на человека. Между тем, молодые семьи составляют 80 процентов от общего количества семей, в них рождается 3/4 детей.

Катастрофическим следует назвать состояние здоровья молодого поколения. В ходе профилактических и диспансерных осмотров здоровыми признаны лишь 14 процентов обследованных школьников, 35 процентов отнесено к группе хронически больных. Широкое распространение получили такие заболевания, как инфекции, передающиеся половым путем, туберкулез, педикулез.

На молодежь в возрасте до 30 лет приходится 49 процентов (по России средний показатель - 57 процентов) общего числа правонарушений. В их структуре наиболее весомое место занимают кражи, насилие против личности. Юноши составляют значительную часть контингента криминальных группировок.

Данные тенденции являются общими как для России в целом, так и для Саратовской области. Таким образом, молодежная политика имеет своим объектом социально-демографическую группу, проблемы которой могут быть диагностированы, как обозначающие, по ряду параметров, пороговые значения кризисного состояния. В условиях дефицита средств эта политика оказывается ориентирована на предупреждение наиболее острых проявлений общего кризиса: борьбу с молодежной преступностью, беспризорностью, наркоманией. Однако, усилий в этих направлениях явно недостаточно для решения проблемы в целом. Чтобы быть успешной, молодежная политика должна обеспечить условия для оптимизации процессов социализации.

3. Цели и задачи Программы

Цели Программы - формирование здорового образа жизни, условий личностной самореализации молодежи, ее духовно-нравственное воспитание в условиях демократического общества и правового государства.

Для поставленных целей требуется решение следующих задач:

создание условий для интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;

формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественной жизни области, страны в целом;

реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;

формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;

улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан;

развитие и поддержка региональной и местных систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.

4.  Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на среднесрочный период до 2005 года.

На первом этапе (2003-2004 годы) будет осуществляться:

нормативно-методическое обеспечение органов государственной власти;

развитие системы специализированных учреждений по работе с молодежью (разработка современных технологий работы учреждений, направленных на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное, творческое и физическое развитие детей, подростков и молодежи), укрепление ее материальной базы;

решение вопросов по улучшению демографической ситуации в обществе, укреплению института молодой семьи;

создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи;

дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов;

поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;

подготовка молодежи к участию в общественной жизни области на всех уровнях.

На втором этапе (2004-2005 годы) намечается осуществить:

внедрение новых технологий в работу специализированных учреждений по работе с молодежью;

введение в действие программ, направленных на решение жилищных проблем молодых семей,

создание условий для развития системы занятости молодежи, снижение уровня безработицы;

создание новых рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних;

повышение деловой активности молодежи.

5. Основные направления и действия по реализации Программы


В мероприятиях Программы предусматривается решение конкретных вопросов социальной поддержки молодежи, включая научные исследования, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативно-правовое обеспечение.

Предусматриваются следующие основные направления и действия по реализации Программы:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере молодежной политики:

разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на решение жилищной проблемы молодежи;

разработка механизмов поддержки молодежного предпринимательства;

разработка и реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда,

поддержка деятельности центров содействия занятости, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере обеспечения занятости и профориентации молодежи и подростков.

     2. Методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики:


организация и проведение семинаров, совещаний, краткосрочных курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов органов по молодежной политике;

развитие сети информационных служб и центров для молодежи, оказание им организационно-финансовой и научно-методической поддержки;

проведение исследовательских работ в сфере молодежной политики;

разработка предложений по привлечению молодежи в систему государственного и муниципального управления.

3. Подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, поддержка деятельности молодежных и детских объединений:

информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских объединений, расширение видов и форм на конкурсной основе государственной поддержки проектов молодежных и детских общественных объединений области, направленных на осуществление приоритетных направлений молодежной политики в области;

содействие в развитии различных форм студенческого самоуправления, поддержка студенческого творчества и науки;

решение   социально-экономических   проблем   студенческой   молодежи, -оказание помощи в трудоустройстве, обеспечение занятости в каникулярный период;

оказание организационного и информационно-методического содействия региональным молодежным и детским общественным объединениям;

поддержка деятельности ассоциаций и объединений молодежных и детских общественных объединений области.

4. Развитие форм интеллектуального, творческого, нравственного воспитания детей и юношества:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»