Под страховой защитой населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера понимается, система мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающая проведение предупредительных мероприятий и компенсацию потерь, наносимых стихийными бедствиями и техногенными авариями путем формирования достаточных страховых резервов и их целевого использования.
Решение поставленной задачи может быть обеспечено системой мероприятий, способствующих качественному росту страхового рынка области, внедрению на нем новых страховых продуктов, снижение издержек при проведении страхования и согласованному управлению ресурсами его участников.
При этом система программных мероприятий состоит из следующих подразделов:
1. Определение приоритетных видов страхования, имеющих социально важное значение для области.
2. Определение механизма государственной поддержки развития приоритетных для социально-экономического развития области видов страхования.
3. Определение механизма согласованного управления финансовыми ресурсами участников Программы.
4. Определение основных принципов участия в реализации Программы страховых компаний и банков.
Программа представляет своего рода набор элементов (где основные принципы развития страхового рынка и требования к финансовым институтам являются платформой, а меры государственной поддержки -деталями) для разработки механизмов государственного стимулирования развития конкретных видов страхования. Данные механизмы должны представлять собой относительно самостоятельные программы с едиными принципами развития страхования и использования ресурсов страховщиков -участников их реализации, установленными настоящей Программой. По мере их разработки они выносятся на утверждение Правительства области.
3.1 Приоритетные виды страхования, имеющие социально важное значение для области
Предусматриваемое Программой развитие страхового рынка имеет целью осуществить реальную оперативную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиненных в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф, в значительной части за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузок на бюджет.
Меры по развитию страхового рынка предусматривают создание широкого спектра страховых услуг. При этом государственная поддержка будет направлена на развитие наиболее важных для социально-экономического развития области видов страхования. К таким видам страхования в соответствии с настоящей Программой отнесено страхование рисков, последствия которых отнесены к чрезвычайным ситуациям в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам (страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов и инженерной инфраструктуры жилых зданий, страхование гражданской ответственности при эксплуатации гидротехнических сооружений, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование гражданской ответственности за перевозку опасных грузов и др.);
имущественное страхование (страхование имущества юридических лиц, в том числе муниципального жилого фонда от огня и других опасностей, комплексное страхование личного имущества и др.);
страхование от катастрофических (природных) рисков физических и юридических лиц (страхование от гибели и порчи посевов сельскохозяйственных культур, противопожарное страхование и др.);
обязательное и добровольное медицинское страхование (страхование физических лиц, занятых на опасных и вредных производствах и др.);
экологическое страхование.
3.2 Механизм государственной поддержки развития приоритетных для социально-экономического развития области видов страхования
Эффективное развитие регионального страхового рынка, направленное на решение задач создания реальной страховой защиты населения и территории Саратовской области, без государственной поддержки невозможно.
Любой страховой договор косвенно защищает бюджетные средства от незапланированного расходования по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, поэтому органы государственной власти заинтересованы в развитии страхования. Но отсутствие свободных средств в бюджете и нежелание страховщика выступать в качестве инвестора государственных социально-экономических программ удерживает государство от направления части средств на развитие и поддержание страхования.
Настоящая Программа призвана разрешить создавшееся противоречие, введя в действие механизм, который с одной стороны установит порядок государственной поддержки видов страхования, имеющих социально важное значение для развития области, а с другой стороны обеспечит привлечение ресурсов страховых компаний в экономику области. При этом меры государственной поддержки позволят:
стимулировать на государственном уровне развитие страхового рынка;
определить условия косвенной компенсации бюджетных потерь.
Они подразделяются на:
стимулирующие;
ограничивающие;
административные;