ГУБЕРНАТОР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2002 года № 248
О Концепции перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот
(с изменениями на 24 апреля 2007 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Губернатора Саратовской области от 24.04.2007 N 63.
_______________________________________________________________
В целях совершенствования системы адресной социальной помощи населению в Саратовской области и во исполнение постановления Правительства Саратовской области от 26 июня 2002 года № 53-П «О проекте Программы реформирования системы управления финансами Саратовской области»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот.
2. (пункт признан утратившим силу постановлением Губернатора Саратовской области от 24.04.2007 N 63, см. предыдущую редакцию)
3. (пункт признан утратившим силу постановлением Губернатора Саратовской области от 24.04.2007 N 63, см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Губернатора Саратовской области
от 30 сентября 2002 года № 248
КОНЦЕПЦИЯ
перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот
Введение
В настоящее время по данным Министерства труда и социального развития России различными видами социальных льгот пользуются 233 категории граждан. Для лиц пожилого возраста и инвалидов наибольшую актуальность имеют меры социальной защиты, установленные Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с этими законами различными льготами в области пользуются свыше 550 тыс. граждан. Основанием для предоставления льгот в большинстве случаев является принадлежность граждан к той или иной категории, наделенной особым правовым статусом.
Преобладающая часть социальных выплат и льгот, установленная на федеральном уровне, финансируется из средств областного и муниципального бюджетов. Существующие экономические возможности бюджетов всех уровней не в состоянии профинансировать столь большой груз социальных обязательств. Социальные пособия, льготы, компенсации, предоставляются безадресно, без всесторонней оценки доходов и имущественного положения, фактора трудоспособности получателя социальной помощи. В результате выделенные бюджетные средства используются крайне не эффективно.
Действующая система социальных льгот не оказывает существенного влияния на уровень жизни действительно нуждающихся слоев населения, а реальные возможности государства не позволяют выполнить все обязательства перед населением по социальным льготам.
Основной целью настоящей Концепции является определение комплекса мер по реформированию системы социальных льгот и замена их денежными пособиями, снижению уровня бедности населения, улучшению качества жизни малоимущих семей, рациональному использованию средств путем перераспределения в пользу наиболее нуждающихся.
1. Основные понятия, используемые в Концепции
Адресная социальная помощь - вид социальной помощи конкретным семьям и одиноко проживающим гражданам с учетом нуждаемости.
Бедность - экономическое положение семьи или одиноко проживающего гражданина, при котором располагаемые ими ресурсы и средства (денежные, имущественные, здоровье и др.) недостаточны для удовлетворения минимальных потребностей (питание, жилье, одежда, досуг, образование и др.) и поддержания образа жизни на уровне принятых минимальных жизненных стандартов.
Заявительный принцип - один из принципов оказания социальной помощи, предполагающий проявление добровольной инициативы заинтересованных граждан в получении адресной социальной помощи, предусматривающий письменное обращение гражданина или его законного представителя от себя лично или от всей семьи, содержащее основание, требуемое законодательством для определения нуждаемости в помощи.
Малоимущие группы населения - все семьи (одиноко проживающие граждане), чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
Нуждаемость - недостаток необходимых материальных благ, бедность. Определяется по отношению к принятым (нормированным) показателям потребления. Нуждаемость семей, оцениваемая ниже установленной разницы между получаемым и гарантированным доходом (прожиточным минимумом), является основным критерием предоставления социальной помощи.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.
Особый социальный статус - принадлежность к категории граждан, имеющей согласно действующему законодательству соответствующие права и льготы.
Социальная сфера - совокупность отраслей, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.
Льготы - материальное преимущество, предоставляемое определенной категории лиц в денежной или натуральной форме законодательным или административным путем в порядке исключения из общих норм и правил.
Пособия - денежные выплаты лицам, имеющим соответствующее право, установленное законом или иным правовым актом.
Субсидии - целевое предоставление денежных средств на оплату услуг лицам, имеющим соответствующее право, установленное законом или иным правовым актом.
Компенсации - возмещение расходов на получение услуг или благ лицам, имеющим соответствующее право, установленное законом или иным правовым актом.
2. Содержание проблемы
Действующая система социальной защиты населения ориентирована преимущественно на предоставление социальной помощи в виде льгот и компенсаций. Реализация правовых актов возложена на различные структуры, каждая из которых предоставляет льготные услуги и осуществляет собственную регистрацию обслуживаемого населения и представленных им льгот. Единственным критерием предоставления льгот является принадлежность к определенным категориям граждан. Основной принцип предоставления льгот на сегодняшний день - дать больше не тем, кто нуждается, а тем, кто достоин. Действующая система льгот, по сути, увеличивает имущественное неравенство.
Существующая система предоставления льгот крайне запутана из-за большого количества нормативно-законодательных актов, нечеткости изложения статей, встречающихся противоречий.
Предусмотренный существующим законодательством объем социальной помощи не соответствует экономическим возможностям бюджетов всех уровней. А принадлежность отдельных получателей к нескольким категориям в сочетании с категориальным принципом учета и децентрализованным характером предоставления льгот приводит к двойному, а иногда к тройному учету численности льготного населения. Отсутствие единого учета численности и единой классификации льготных категорий ведет к увеличению необоснованных затрат из средств бюджетов всех уровней.
Главным недостатком действующей системы социальных выплат и льгот являются ее ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан.
Как показывает практика, связанная с предоставлением населению различных мер социальной защиты, основными недостатками сложившейся системы социальных льгот являются:
предоставление льгот по категориальному принципу, независимо от материального положения их получателей, без учета экономических возможностей семей;
отсутствие четкого разграничения полномочий, ответственности источников финансирования по предоставлению льгот между бюджетами всех уровней, межбюджетные отношения остаются неурегулированными;
расходы областных и муниципальных бюджетов перегружены социальными обязательствами, установленными федеральным законодательством, в результате льготы недофинансируются;
наличие экономических невыгодных бюджетных дотаций производителям услуг, вместо непосредственной социальной помощи в денежной форме
конкретным целевым группам населения, приводит к безадресному и расточительному расходованию бюджетных средств.
Система предоставления льгот отдельным категориям граждан как механизма социальной защиты малоимущих граждан неэффективна. Требуются изменения федерального законодательства и принципов социальной защиты населения.
3. Цели и задачи перехода на выплату денежных пособий вместо предоставления льгот
Целями настоящей Концепции являются:
определение комплекса мер по повышению качества жизни малоимущих семей на условиях перехода на выплату пособий вместо , предоставления льгот;
создание единого учета численности и единой классификации льготных категорий граждан;
сокращение дотационности государственных и муниципальных организаций (транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и других);
направление высвобождающихся бюджетных средств на социальную помощь малоимущим группам населения;
адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
осуществление выявления и анализа нормативных правовых актов Российской Федерации на предмет составления перечня предоставляемых населению льгот, субсидий, компенсаций;
проведение финансовой и социальной оценки расходов бюджетов всех уровней на предоставление льгот, субсидий, компенсаций, опубликование этих данных в средствах массовой информации;
отказ от введения новых льгот;
осуществление комплекса мер по высвобождению бюджетных ресурсов для оказания социальной помощи населению в виде выплаты денежных пособий, включающего сокращение бюджетных дотаций производителям услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу независимо от доходов и имущественного положения;
поэтапная замена социальной помощи населению в натуральной форме денежными пособиями.
Переход на выплату пособий вместо предоставления льгот предполагает выделение нескольких этапов:
на первом этапе предполагается осуществление инвентаризации всех нормативных правовых актов на предмет составления перечня предоставляемых населению льгот, субсидий, компенсаций;
на втором этапе необходимо провести выборочную финансовую и социальную оценку отдельных видов льгот, субсидий, компенсаций;
на третьем этапе, имея полную информацию о нормативных правовых актах, видах расходов, механизмах финансирования, целесообразно оценить уровень расходов на финансирование льгот, субсидий, дотаций и определить направления собственно перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;
четвертый этап включает полную финансовую оценку потерь бюджетов от предоставления льгот, субсидий и дотаций, публикацию этих данных в средствах массовой информации, а также частичный переход на выплату пособий вместо предоставления льгот;
на пятом (заключительном) этапе необходимо осуществить полный переход на выплату денежных пособий за счет средств бюджетов всех уровней по всем федеральным льготам, в случае закрепления такого перехода федеральным законодательством.
4. Основные принципы реализации Концепции
К основным принципам реализации настоящей Концепции относятся:
систематизация различных выплат, пособий, компенсаций и льгот на основе проведенной инвентаризации нормативных правовых актов Российской Федерации;
полная оценка расходов на финансирование льгот, субсидий и дотаций, переход от предоставления льгот к выплате денежных пособий;
адресная поддержка малоимущих групп населения, заявительный принцип выплаты денежного пособия;
установление критерия нуждаемости через соотношение среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума;
нормирование предоставляемых льгот;
организация строго учета стоимости предоставленных услуг и аудит произведенных затрат предприятий, организаций, предоставляющих льготы населению;
повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения материальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;
приведение социальных обязательств государства в соответствие с его ресурсами;
гарантированность выплаты адресного денежного пособия;
доступность информации об условиях, критериях, нормах и видах денежного пособия;
персональная ответственность получателя денежного пособия за достоверность представленных сведений;
повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, направленными на выплату денежного пособия.
5. Финансовое обеспечение реализации Концепции
Основными источниками финансового обеспечения настоящей Концепции являются средства местных и областного бюджетов.
Финансовое обеспечение настоящей Концепции могут составлять и другие источники в соответствии с действующим законодательством.