Патриотизм является идеологической основой любого независимого государства. Поэтому восстановление и развитие системы патриотического воспитания как полноценно действующего государственно-общественного института является одним из главных направлений в государственной политике Российской Федерации.
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций.
Произошедшие за последние полтора десятилетия смена общественных ценностей, социальное расслоение привели к широкому распространению в общественном сознании равнодушия, индивидуализма, неуважительного отношения к государству и социальным институтам. Стала все более заметной постепенная утрата российским обществом традиционного для него патриотического сознания. Как следствие, произошел резкий спад в деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Для значительной части детей и молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей. Это выражается, в частности, в росте асоциальных явлений в детской и молодежной среде: преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, суицидов, беспризорности.
Вместе с тем, происходящие в российском обществе процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм.
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из самых актуальных.
В Саратовской области имеется потенциал и накоплен немалый опыт организации патриотического воспитания различных групп населения, особенно детей и молодежи, в новых социально-экономических и политических условиях.
Основными элементами нормативной базы, регулирующей процесс патриотического воспитания детей и молодежи в Саратовской области, являются государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», Федеральная программа развития образования, Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», областная программа «Развитие образования на 2001-2005 годы», постановление Правительства Саратовской области от 6 октября 2000 года № 104-П «О перечне мероприятий по подготовке граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2001-2005 годах».
Формирование патриотического сознания начинается уже в дошкольных образовательных учреждениях области: чтение художественной литературы, экскурсии по музеям и памятным местам, знакомство с фольклором, народными песнями, сказками, былинами, с историей родного города, села, со знаменитыми людьми, героями войны и труда.
На старших ступенях образования культурный, исторический, гражданский и правовой элементы патриотического воспитания введены в образовательные программы по основным предметам. В общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования патриотическое воспитание в рамках учебного процесса осуществляется на уроках литературы, русского языка, истории, обществознания, географии и экологии, через изучение символики российского государства, Конституции Российской Федерации, законов Саратовской области. В высших учебных заведениях патриотическое воспитание осуществляется прежде всего через гуманитарно-социальный цикл образовательных дисциплин, его элементы включены также в общие и специальные курсы по другим дисциплинам.
Эффективное воздействие на воспитание патриотизма оказывает изучение истории родного края, краеведческая работа. Учащиеся общеобразовательных школ области принимают активное участие во Всероссийском туристско-краеведческом движении «Отечество». В кружках и клубах краеведческой направленности занимаются около 15 тыс. учащихся.
Однако наибольшее развитие в Саратовской области получило военно-патриотическое воспитание детей и молодежи. Это направление имеет богатые исторические традиции и активно реализуется через военно-патриотические объединения, поисковые отряды, работу ветеранских организаций.
В настоящее время в области действуют 15 военно-патриотических объединений общей численностью 5912 человек, в том числе 12 поисковых отрядов на базе школ, профессиональных училищ, техникумов и вузов. Отряды объединены в рамках областной общественной организации Союз поисковых отрядов «Искатель». Только в 2000-2001 годах было организованно 27 поисковых экспедиций в Ленинградской, Костромской, Смоленской, Курской, Воронежской, Харьковской, Новгородской областях, найдены и перезахоронены останки 1667 бойцов. Поисковики Саратовской области заняли одно из ведущих мест во всероссийском поисковом движении.
Значительную роль в организации военно-патриотического воспитания учащихся и студентов играют музеи боевой славы. В последние годы удалось приостановить негативную тенденцию сокращения школьных музеев и комнат боевой славы. Если в 1999 году в школах области насчитывалось 96 школьных музеев, 102 клуба и комнат боевой славы, то сейчас в школах действуют 108 музеев и 130 комнат боевой славы. Систематически организуются экскурсии студентов и школьников в музеи боевой славы в Парке Победы (г.Саратов) и Саратовском филиале Военного артиллерийского университета. Учащиеся школ области шефствуют над 403 памятниками и обелисками, 47 братскими и 124 индивидуальными воинскими захоронениями.
Важным направлением военно-патриотической работы является организация встреч молодежи области с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ветеранами труда, участниками локальных войн и военных конфликтов. В этой деятельности активно участвуют областной совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, советы ветеранов муниципальных образований области, региональный союз офицеров запаса, Саратовское отделение Всероссийского общественного движения ветеранов локальных войн, и военных конфликтов «Боевое братство», областной Совет ветеранов педагогического труда. Ежегодно проводятся совместные мероприятия, посвященные Дням воинской славы России, Дню космонавтики. Сохранено и развивается шефство учащихся школ, профессиональных училищ и студентов над ветеранами.
Значительное внимание уделяется допризывной подготовке молодежи. С 2000 года основы военной службы изучаются всеми учащимися 10-11 классов. В школах гг. Саратова, Вольска, Энгельса, ЗАТО г.Шиханы действуют военно-патриотические (кадетские) классы, в г. Саратове открыта кадетская школа-интернат. В образовательных учреждениях начального профессионального образования и школах РОСТО ежегодно получают профессии по военно-учетным специальностям более 3 тыс. человек. В системе высшего и среднего профессионального образования курс «Основы безопасности жизнедеятельности» ежегодно изучают более 13 тыс. студентов. Проводится «День призывника» для выпускников общеобразовательных учреждений и учащихся учреждений начального профессионального образования, районные и областные спартакиады допризывной молодежи, военно-полевые сборы учащихся и студентов на базе воинских частей области. Возобновлена традиция проведения военно-спортивной игры «Зарница».
На повышение действенности военно-патриотического воспитания молодежи направлено внимание к молодым людям, прошедшим службу в рядах Вооруженных сил и, прежде всего, к участникам локальных военных конфликтов. Для этой категории военнослужащих реализуется программа психологической реабилитации участников локальных военных конфликтов.
Большая работа по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, подготовке к службе в Вооруженных Силах России проводится в ряде муниципальных образований области. Положительный опыт накоплен в Балаковском, Вольском, Энгельсском муниципальных образованиях, Аркадакском, Ртищевском, Татищевском районах области, администрации которых активно сотрудничают с воинскими частями, находящимися на их территории.
Уделяется внимание информационному обеспечению военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии. Ежегодно издаются методические пособия, буклеты, брошюры. В 2000-2001 годах издано и распространено более 3500 экземпляров печатной продукции, в том числе буклеты «Полезные советы молодому призывнику», брошюры «Патриотическая работа с молодежью», буклеты «Поисковое движение Саратовской области», «Поисковое движение Саратовской области. 2001 год: цифры и факты». Вопросы патриотического воспитания освещаются в областных и муниципальных средствах массовой информации.
1.2. Проблемы патриотического воспитания
Вместе с тем сохраняются, а по ряду направлений обостряются серьезные проблемы в организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Не создана система координации деятельности в вопросах патриотического воспитания органов государственной власти, местного самоуправления, научных, общественных и религиозных организаций, учебных заведений, средств массовой информации.
Требует совершенствования и развития нормативная база патриотического воспитания.
Отсутствует единая научно обоснованная концепция патриотического воспитания. Это, в частности, является причиной узкого понимания патриотического воспитания только как военно-патриотического, направленного прежде всего на формирование личности, готовой к вооруженной защите Отечества. При реализации системного подхода к осуществлению патриотического воспитания необходимо учитывать, что обширный пласт патриотических ценностей лежит в невоенной, гражданской сфере.
Существующие образовательные программы, используемые для патриотического воспитания детей и молодежи, не соответствуют современным требованиям. Не обеспечивается должная преемственность в патриотическом воспитании различных возрастных групп детей и молодежи. Требуется разработка нового методического обеспечения образовательного процесса.
Заметно снизилась роль семьи в воспитании патриотизма у подрастающего поколения.
Весьма остро стоит проблема недостаточного материально-технического оснащения образовательных учреждений, общественных организаций и объединений патриотической направленности.
Серьезные трудности в организации патриотического воспитания вызывает отсутствие целенаправленной кадровой политики в этой сфере, малочисленность высокопрофессиональных кадров в патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания.