Текущее положение
Развитие рыночных отношений в России потребовало коренной реорганизации системы финансового контроля. Отсутствие стратегии реформирования контрольных органов до настоящего времени не позволило создать эффективно функционирующую государственную систему финансового контроля в России.
В целях обеспечения государственного финансового контроля в областном финансовом управлении в 1996 году создан отдел контроля за расходованием средств областного бюджета (в настоящее время переименован в отдел финансового контроля), возобновлены комплексные проверки совместно с Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации в Саратовской области. По инициативе министерства финансов области совместно со Счетной палатой области разработан и принят в 1997 году Закон Саратовской области «О целевом использовании средств, выделенных из областного бюджета и государственных (областных) внебюджетных фондов». В связи с введением Бюджетного кодекса Российской Федерации вышеуказанный Закон Саратовской области признан утратившим силу.
В соответствии со статьей 14 Закона Саратовской области «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Саратовской области» органами финансового контроля в области являются: областная Дума, Счетная палата области, министерство финансов области, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, финансовые органы муниципальных образований области. На министерство финансов области возложены функции по осуществлению текущего, предварительного и последующего контроля в процессе исполнения областного бюджета.
Последующий финансовый контроль проводится отделом финансового контроля министерства финансов области на основании годовых планов работ, утвержденных Губернатором Саратовской области, по поручениям Правительства области и во взаимодействии с другими контролирующими органами.
Приказом министерства финансов области утверждена инструкция о порядке проведения проверок финансовыми органами области.
Решением коллегии министерства финансов области утверждена периодичность проведения проверок в финансовых органах администраций муниципальных образований области не реже одного раза в три года, у бюджетополучателей - не реже одного раза в два года.
Широко используется практика проведения перекрестных проверок, что дает положительные результаты как в более полном охвате объектов и вопросов проверки, так и в повышении квалификации специалистов финансового контроля.
Кроме того, последующий финансовый контроль за целевым расходованием средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований осуществляется Счетной палатой Саратовской области.
Отдел финансового контроля министерства финансов области и Счетная палата Саратовской области работают в тесном контакте по осуществлению финансового контроля за использованием средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, реализации предложений по материалам проверок. Это позволяет более оперативно реагировать на допущенные нарушения финансовой дисциплины и устранять их.
Комплексные проверки целевого использования средств областного и местных бюджетов, сохранности денежных средств и материальных ценностей, эффективности использования государственного имущества, соблюдения финансовой дисциплины, порядка ведения бухгалтерского учета по поручениям Правительства Саратовской области и по заданию правоохранительных органов проводит Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Саратовской области.
В рамках осуществления ведомственного контроля во всех министерствах Саратовской области (кроме министерства культуры области) имеются контрольно-ревизионные отделы, которые систематически проводят проверки в подведомственных им учреждениях и организациях. Практикуются совместные проверки с министерством финансов области. Планы работы координируются.
За 2001 год министерством финансов области и финансовыми органами области проведено 1593 проверки, в ходе которых установлены нарушения бюджетного законодательства на общую сумму 95,5 млн. рублей, в том числе: нецелевое использование бюджетных средств на сумму 79,5 млн. рублей, необоснованное отвлечение их из бюджетного оборота в сумме 11 млн. рублей, другие нарушения на сумму 5 млн. рублей. По результатам проверок в областной и местные бюджеты восстановлено 55,8 млн. рублей.
В целом по области сумма нецелевого использования бюджетных средств по сравнению с 1999 годом - 191,3 млн. рублей и 2000 годом - 138,6 млн. рублей снизилась до 95,5 млн. рублей в 2001 году.
Итоги комплексных проверок и ревизий рассматриваются на расширенных совещаниях и коллегиях министерства финансов, проверяемых администраций муниципальных образований - на заседаниях Президиума Правительства области.
Материалы по проведенным заседаниям Правительства области освещаются в средствах массовой информации.
Проводится работа по оказанию помощи в повышении профессиональной подготовки специалистов финансового контроля.
В целях оказания правовой, методической и методологической помощи органам финансового контроля области министерством финансов области при участии отраслевых министерств области в мае 2001 года проведено совещание-семинар на тему «Об организации финансового контроля в области» с главными бухгалтерами и главными специалистами по финансовому контролю финорганов области.
Министерство финансов области разработало для работников финансового контроля и приказом министра финансов области утвердило примерные программы проверок целевого использования средств в бюджетных учреждениях здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения.
Для обеспечения в области единой методологии бухгалтерского учета и повышения квалификации бухгалтеров бюджетных учреждений систематически проводятся заседания методологического Совета при министерстве финансов области, где рассматриваются актуальные вопросы бухгалтерского учета и подготавливаются рекомендации для дальнейшего использования их на практике в районах области.
Цели реформирования и их обоснование
Существующая в области практика проведения аудиторских проверок требует дальнейшего развития. Совершенствование системы финансового контроля предусматривает реализацию следующих мероприятий:
разработку проекта закона Саратовской области, устанавливающего единые правовые, методологические основы осуществления финансового контроля на территории области, систему органов финансового контроля и механизм их взаимодействия;
законодательное закрепление обязательного систематического аудита бухгалтерской отчетности исполнения регионального и муниципальных бюджетов, требования обязательной публикации аудиторских заключений по проверке этих отчетов в средствах массовой информации;
создание методологической базы для проведения хозяйственного аудита, определяющей цели, содержание и периодичность проверок, порядок оформления их результатов, перечень объектов, подлежащих хозяйственному аудиту;
внедрение разработанной методики хозяйственного аудита на областном и муниципальном уровне;
повышение квалификации сотрудников контрольных органов области;
обеспечение применения в работе вновь вводимых в действие нормативных правовых актов Российской Федерации;