Текущее состояние
Текущее положение доходной части бюджета Саратовской области можно определить как стабильное.
В 2001 году высокий процент исполнения к годовому плану наблюдался по следующим налоговым источникам доходов областного бюджета:
по налогу на доходы физических лиц, что связано с ростом заработной платы и улучшением собираемости в результате изменения законодательства;
по акцизам, что объясняется ростом облагаемой базы, связанным с увеличением выпуска подакцизных товаров;
по налогу на игорный бизнес, в связи с увеличением в течение года размеров единых ставок этого налога.
Инструментарий органов власти субъектов и органов местного самоуправления по формированию налоговой политики при существующей централизации налогово-бюджетных полномочий крайне ограничен.
Предоставленные полномочия по установлению налоговых ставок и введению региональных и местных налогов на территории области реализованы органами власти Саратовской области и органами местного самоуправления в полном объеме:
законодательно установлены максимальные ставки налога на имущество предприятий (2%) и налога с продаж (5%), единые ставки налога на игорный бизнес на 30 процентов выше минимальных;
введены единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (в сферах розничной торговли, общественного питания, розничной торговли горюче-смазочными материалами, автотранспортных услуг, услуг по сервисному обслуживанию автотранспортных средств, платных медицинских услуг населению, услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, услуг по предоставлению автомобильных автостоянок и гаражей), единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;
представительными органами всех муниципальных образований области были приняты решения о введении на их территории целевых сборов, налога на рекламу, налога на имущество физических лиц, налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы.
В 1999-2000гг. на территории одного муниципального образования области (Лысогорский район) проведен эксперимент по введению специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривающего единый платеж по совокупности налогов, сборов и платежей, подлежащих уплате в соответствии с действующим законодательством.
Основными принципами введения указанного налога явились:
добровольность перехода на его уплату;
установление ставки налога в денежном выражении на 1 га сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей либо арендуемых ими;
определение ставки единого налога на основе суммы начисленных налоговых и других обязательных платежей в среднем за три года, предшествующих введению единого земельного налога;
корректировка ставки на коэффициент, учитывающий качество сельскохозяйственных угодий;
поквартальная уплата налога (в процентах от годовой суммы): 1-ый квартал - 10, 2-ой квартал - 10, 3-ий квартал - 40, 4-ый квартал - 40.
Несмотря на добровольный характер перехода на уплату единого налога, работать в новых условиях изъявили желание более 84 процентов сельскохозяйственных товаропроизводителей Лысогорского района, которым принадлежало около 91 процента сельскохозяйственных угодий.
Итоги эксперимента показали, что переход сельского товаропроизводителя на работу в условиях единого налога благотворно сказывается на повышении эффективности сельскохозяйственного производства, обеспечивает выравнивание условий хозяйствования, создает стимулы по улучшению использования земли и обеспечивает значительное увеличение суммы поступающих налогов в бюджет и внебюджетные фонды.
Погодные условия в период эксперимента сложились неблагоприятные, урожайность зерновых в районе оказалась значительно ниже среднего уровня по району за последние 4 года. В то же время за 1999 год бюджет и внебюджетные фонды получили от сельхозтоваропроизводителей сумму платежей, более чем в 2 раза превышающую уровень 1998 года. По итогам 2000 года сумма единого налога, уплаченного ими (с учетом погашения задолженности), в 1,3 раза превысила уровень 1999 года и почти в 3 раза - 1998 года, что значительно выше, чем в среднем по области.
Налоговые льготы, предоставляемые в рамках областного законодательства, незначительны; прослеживается тенденция к сокращению их абсолютных размеров и количества категорий плательщиков, которым они предоставлены.
Законом Саратовской области от 7 декабря 1998 года № 63-ЗСО «О стимулировании роста объемов производства в Саратовской области» предусматривается заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве товаропроизводителей области с Правительством области. Товаропроизводителям, обеспечивающим предусмотренный в соглашении прирост объемов производства продукции (выполненных работ, услуг) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, предоставлялись налоговые льготы в областной бюджет и областной дорожный фонд в части прироста налогооблагаемой базы. Предполагалось, что в результате принятия указанного закона произойдет насыщение внутреннего рынка и рост экспортного потенциала области.
В соответствии с Законом Саратовской области от 24 июля 1997 года № 46-ЗСО «О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области» в 2000 году были предоставлены льготы по налогу на прибыль, подлежащему уплате в областной бюджет кредитным организациям, располагающимся на территории области, представившим инвестиционный кредит на срок свыше 1 года организациям для развития производственной базы.
Однако действие указанных законов в части предоставления налоговых льгот прекращено в связи с вступлением в действие части I Налогового кодекса Российской Федерации.
На протяжении 1998-1999 гг. законами об областном бюджете на соответствующий год предоставлялись льготы по налогу на имущество предприятиям химической и табачной промышленности.
На протяжении 1998-2002гг. законами об областном бюджете на соответствующий финансовый год предоставлялись льготы по уплате земельного налога и арендной платы за земли организациям, содержащимся за счет областного бюджета.
В 1998-1999 гг. предоставлены льготы по налогам на прибыль и имущество организациям и предприятиям Саратовского облпотребсоюза и предприятиям бытового обслуживания населения, в общем объеме работ и услуг которых объем реализации бытовых работ и услуг сельскому населению составляет не менее 30 процентов.