Текущее состояние
Современные требования к организации бюджетного процесса в соответствии с Бюджетным кодексом предопределяют необходимость применения автоматизированной системы.
В связи с этим министерством финансов области с 1999 года реализуется проект по комплексной автоматизации бюджетного процесса.
Первым этапом стало создание технической основы для внедрения комплексной автоматизированной системы. Вся компьютерная техника министерства финансов области была обновлена и объединена в локальную вычислительную сеть. Оптимизирован процесс обмена информационными материалами и доступ к правовым базам. Одновременно аналогичные работы были проведены и во всех финансовых органах области.
В качестве базовой системы была выбрана автоматизированная система планирования, бухгалтерского учета и анализа исполнения бюджета - «Бюджет» (НПО «Криста», Ярославская область), имеющая значительные преимущества перед своими аналогами по функциональной насыщенности, примененным в ней информационным технологиям и требованиям к технической оснащенности участников бюджетного процесса.
На ее основе автоматизированы участки ведения росписи расходов бюджета, финансирования и учета доходов, поступающих в областной бюджет.
Оптимизированы все процессы, затрагивающие планирование и исполнение бюджета, наполняется информационная база, необходимая для аналитической работы. В пределах своих должностных обязанностей каждый специалист получает информацию по исполнению бюджета за соответствующий период и в необходимых формах.
Для обеспечения единства информационного пространства в части финансовой системы области в 1999 году начат процесс по комплексной автоматизации всех финансовых органов области, аналогичный тому, который проводится в министерстве финансов области. Во всех финансовых органах была установлена автоматизированная система «Бюджет».
Таким образом был сделан первый шаг на пути создания единого информационного пространства области. Включение в него в первую очередь финансовых органов обусловлено необходимостью осуществлять четкий и оперативный контроль за состоянием и исполнением местных бюджетов, для принятия своевременных и грамотных решений. Создаваемая единая система электронного взаимодействия с финансовыми органами области позволяет ускорить и упростить получение оперативной информации от них, а это расширяет аналитические возможности, которые, в свою очередь, позволяют эффективно управлять финансами области.
Изменение программно-технического оснащения финансовой системы Саратовской области за время реализации проекта по комплексной автоматизации:
Техническое оснащение на начало периода:
60 компьютеров в министерстве финансов области и 105 в финансовых органах области, локальная сеть отсутствовала. Единое программное обеспечение отсутствовало.
Техническое оснащение на текущий момент:
112 компьютеров и 2 сервера в министерстве финансов области и более 300 в финансовых органах области. Во всех финансовых органах, включая министерство финансов области, созданы локальные вычислительные сети. Внедрено единое программное обеспечение.
Начатый министерством финансов области процесс по комплексной автоматизации не может замыкаться только на финансовой системе области, он должен охватить всех участников бюджетного процесса области, а именно: отраслевые министерства и ведомства и все бюджетные учреждения. Необходимо решение вопросов по обеспечению отраслевых министерств и ведомств компьютерной техникой и единым программным обеспечением для осуществления четкого и оперативного взаимодействия с министерством финансов области в части планирования и исполнения как областного, так и местных бюджетов. В дальнейшем аналогичные мероприятия будут проведены и во всех финансовых органах области.
В основу этого проекта положена стандартизация как программного обеспечения, так и технических средств. Во всех финансовых органах установлено единое программное обеспечение АС «Бюджет», что позволяет организовать предоставление в министерство финансов области информации по планированию и исполнению бюджета в автоматизированном виде без значительных затрат рабочего времени. Аналогичный подход ко всем получателям бюджетных средств позволит в дальнейшем еще больше повысить аналитические возможности системы и, как следствие, улучшит процесс управления финансами в области. Единый подход в рамках технической оснащенности - единая политика построения локальных вычислительных сетей, единая система электронной почты со всеми органами государственной власти - позволит оптимизировать расходы, связанные c обслуживанием и эксплуатацией информационных систем органов государственной власти области, и повысит качество электронного взаимодействия между ними.
Реализация этих задач предполагается по следующим направлениям:
I этап
Обеспечение распорядителей бюджетных средств современной компьютерной техникой и организация у них локальных вычислительных сетей.
Вовлечение в электронный документооборот распорядителей бюджетных средств в рамках комплексной автоматизированной системы «Бюджет».
Обоснование необходимости проведения работ по I этапу
С введением системы предварительного контроля расходов бюджета, базирующейся на принципах казначейского исполнения бюджета, резко возрос документооборот между министерством финансов области и всеми участниками бюджетного процесса, особенно распорядителями бюджетных средств. Для оптимизации этого процесса необходимо внедрение современных информационных технологий и выработка четкого электронного документооборота. Решение этих вопросов позволит повысить оперативность и качество исполнения бюджета, а также контроля за целевым использованием бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств ежедневно смогут отслеживать состояние исполнения смет подведомственных учреждений.
II этап
Совершенствование технической оснащенности областного министерства финансов в части серверного оборудования ввиду роста числа клиентов, работающих с его информационными базами.
Развитие аналитических прикладных программ, поставляющих руководству области оперативную информацию для принятия необходимых решений в части эффективного управления финансовыми ресурсами области.
Развитие средств безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа в информационные системы органов исполнительной власти области.
Обоснование необходимости проведения работ по II этапу