Недействующий

О программе реформирования системы управления финансами Саратовской области (утратил силу на основании постановления Саратовской областной Думы от 27.12.2006 N 63-2518)

1. Концепция Программы

1.1. Общий подход к Программе


Программа реформирования системы управления финансами  Саратовской области разработана на основе приоритетов Правительства области в сфере финансово-бюджетных отношений с учетом сложившегося состояния региональных финансов. При разработке учтены цели и задачи Проекта технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне, использованы методические материалы Министерства финансов Российской Федерации.

1.2. Краткая характеристика системы управления общественными финансами


Формированию эффективной бюджетной системы и ее совершенствованию способствовала большая работа, проведенная финансовыми органами Саратовской области в предшествующие годы.

Регламентирован процесс принятия и исполнения бюджета. Закон об областном бюджете в последние пять лет принимался с профицитом (превышением доходов над расходами) до начала финансового года. Изменения в бюджет в процессе его исполнения вносятся по строгой процедуре на заседании областной Думы и оформляются соответствующим законодательным актом.

Исполнение областного бюджета складывается в последние годы с превышением доходов над расходами, которое направляется на погашение задолженности перед кредиторами и инвесторами по привлеченным заимствованиям.

Налоговая система региона соответствует федеральному законодательству.

В структуре регионального бюджета выделяются капитальные расходы. Перечень объектов капитального строительства утверждается областной Думой в соответствии с областной инвестиционной программой.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса в областном бюджете консолидированы средства всех региональных внебюджетных фондов. По рекомендации Правительства области ликвидированы внебюджетные фонды и внебюджетные счета, открытые органами местного самоуправления.

Межбюджетные отношения внутри области строятся на основе сочетания единых по территориям-реципиентам и дифференцированных по муниципалитетам-донорам нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов. Данный метод позволяет полнее учитывать особенности местных бюджетов. Средневзвешенные нормативы отчислений от регулирующих доходов для всех муниципальных образований устанавливаются не ниже установленных Законом Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления». Продолжается поиск путей реформирования межбюджетных отношений внутри региона.

С целью пресечения необоснованного роста кредиторской задолженности бюджетных учреждений в области осуществляется учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. В 2001 году введен учет в части оплаты потребления электроэнергии и газа, водоснабжения и отопления, с 1 января 2002 года учет обязательств по договорам осуществляется и по другим статьям сметных расходов.

Последовательно внедряется система предварительного контроля расходов бюджета (по технологии казначейского исполнения бюджета). На указанную систему переведены 485 получателей средств областного бюджета, 6663 бюджетополучателей средств местных бюджетов (87% учреждений). В 2002 году этот перевод будет завершен. В рамках указанной системы осуществляется предварительный контроль за расходованием бюджетными учреждениями средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

На областном и муниципальном уровнях проведена инвентаризация долговых обязательств, создана единая система учета и контроля государственного и муниципального долга.

Разработан Стратегический план развития области. Документ формулирует стратегические направления развития области, цели, конкретные меры по их реализации, определяет механизмы контроля за этим процессом со стороны органов власти, представителей бизнеса и всех жителей области. Аналогичные документы составлены всеми структурными подразделениями областного Правительства. Программа социально-экономического развития Саратовской области на период до 2004 года определяет приоритеты регионального развития на среднесрочную перспективу.

В области законодательно закреплена обязательность проведения систематического бухгалтерского аудита государственных унитарных предприятий. Проводятся регулярные проверки эффективности деятельности подразделений Правительства области по распоряжению финансовыми активами и имуществом отделом финансового контроля министерства финансов области и Счетной палатой области.

Более 50 процентов расходов бюджета на закупку товаров и услуг распределяются по результатам проведения тендера. Информация о конкурсах своевременно доводится до их участников.

С 1999 года осуществляется комплексная автоматизация бюджетного процесса, совершенствуется его программное обеспечение.

Саратовская область имеет опыт участия в проектах зарубежных организаций. В 1997 году при содействии компании «Луис Бергер Интернешнл» в области проводился эксперимент по формированию бюджета, ориентированного на результат (программа Агентства Международного развития США по поддержке ориентированных на рынок фермерских хозяйств в Саратовской области). Кроме того, участвуя в конкурсе фонда «Евразия», министерство финансов области выиграло грант, средства которого были направлены на внедрение программного обеспечения бюджетного процесса, оснащение компьютерной техникой финансовых органов муниципальных образований области.

1.3. Цели и задачи реформирования


Основными целями Программы реформирования системы управления финансами Саратовской области являются:

повышение эффективности функционирования бюджетной системы области;

максимальная мобилизация финансовых ресурсов для обеспечения стабильного социального развития области, создания благоприятных условий для экономического роста и привлечения инвестиций;

выравнивание бюджетной обеспеченности, сглаживание социальных различий;

повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

совершенствование регионального налогово-бюджетного законодательства;

обеспечение реалистичности бюджетов, безусловное выполнение обязательств перед получателями бюджетных средств,  кредиторами и инвесторами;