Текущее состояние
В настоящий момент территория Саратовской области включает в себя 41 муниципальное образование, из них 2 являются закрытыми административными территориями, которые получают дотацию из федерального бюджета. В межбюджетных отношениях с областным уровнем власти состоят 39 самостоятельных органов местного самоуправления.
На этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год межбюджетное регулирование в Саратовской области осуществляется путем согласования контрольных показателей по бюджетам муниципальных образований, составленных на основе прогноза доходов соответствующих территорий и с учетом потребности в минимальных гарантированных расходах для осуществления полномочий местными органами власти.
Из числа муниципальных образований в Саратовской области лишь 5 являются самодостаточными. По устоявшейся на сегодняшний день практике дотационным муниципальным образованиям в областном бюджете предусматривают максимально возможные ставки отчислений от регулирующих налогов и дотацию в абсолютной сумме.
Процесс согласования контрольных показателей местных бюджетов, определение объема дотации прямым счетом, а также планирование расходов преимущественно на содержание сети бюджетных учреждений и штатной численности их работников не исключают возможность:
существования личной договоренности между представителями муниципальных и областных органов власти в процессе определения объемов расходов местных бюджетов, что ставит все муниципальные образования изначально в неравные условия;
развития иждивенческих настроений органов местного самоуправления, искусственное недофинансирование социально-значимых и приоритетных расходов, что вынуждает Правительство области оказывать им дополнительную финансовую помощь.
При этом не представляется возможности определения реальной отдачи каждого бюджетного учреждения в сфере предоставления услуг населению. Оказание или неоказание бюджетных услуг не сказывается на получении финансирования из бюджета, утрачена заинтересованность в оказании услуг, что сказывается на их качестве. В существующих условиях финансирование учреждений социальной сферы сводится к текущему содержанию зданий и сооружений (обеспечение коммунальными услугами и топливно-энергетическими ресурсами) и выплате содержания их работникам.
Цели реформирования и их обоснование
Развитие демократических процессов в Российской Федерации вынуждает к скорейшему реформированию системы межбюджетных отношений в Саратовской области. В настоящее время возникает необходимость формализации межбюджетного регулирования. За основу предполагается принять «Методические рекомендации по реформированию межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации».
Единая методика распределения финансовой помощи местным бюджетам обеспечит прозрачность межбюджетных отношений в процессе формирования проекта областного бюджета в определении как нормативов отчислений от регулирующих налогов, так и объема дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Расчет по одной для всех формуле снизит влияние «лоббируемых решений», максимально приблизит муниципальные образования к равным условиям получения финансовой помощи.
На начальном этапе разработки и внедрения модели межбюджетного регулирования в Саратовской области планируется постепенный переход к расчету индекса бюджетных расходов, в первую очередь - по отраслям социальной сферы.
Формирование эффективной системы межбюджетных отношений невозможно без четкого разграничения полномочий и ответственности властей разных уровней за финансирование бюджетных расходов. Статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации отнесено разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Негативные последствия неурегулированности вопроса о разграничении полномочий ярко проявляются на примере федеральных мандатов - нормативных правовых актов, прямо или косвенно наводящих дополнительные расходы на региональные и местные бюджеты.
Разработка детального разграничения всех расходных полномочий между региональными и местными уровнями власти по нормативному правовому регулированию, финансированию и организации предоставления бюджетных услуг с минимальным объемом полномочий совместного ведения позволит произвести систематизацию расходов и обеспечить исполнение «наведенных расходов» путем передачи компенсационных источников финансирования из вышестоящего бюджета.
Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации предусматривает в перспективе ликвидацию нефинансируемых федеральных мандатов и переход от нынешней системы «мой мандат - твой бюджет» к системе «мой мандат - мой бюджет».
В 2001-2002 годах на федеральном уровне и во многих субъектах Российской Федерации параллельно с процессами централизации бюджетных доходов наметилась тенденция к централизации расходов на осуществление финансирования «федеральных мандатов» и освобождению от этого бремени муниципальных бюджетов. Этот процесс требует проведения значительной подготовительной работы, в том числе расчета потребности в финансировании по каждому виду льгот.
Реализация этих шагов позволит при формировании регионального и местных бюджетов четко оценивать объем «наведенных» расходов, анализировать фактический объем финансирования по мандатам и объем переданных на эти цели средств из вышестоящих бюджетов.