Текущее состояние
В 1996-1998 годах из-за низкого исполнения доходной части областного бюджета и неполного перечисления денежных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в регионе складывалась критическая ситуация с финансированием защищенных статей областного бюджета. За счет привлеченных в этот период кредитных ресурсов удалось сократить задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, завершить строительство социальных объектов, своевременно провести посевные и уборочные работы на селе, пополнить региональный продовольственный фонд. Отсутствие задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы повлек за собой отказ Министерства финансов Российской Федерации от предоставления региону в начале 1999 года из федерального бюджета бюджетной ссуды на эти цели.
По состоянию на 1 января 2000 года совокупный размер внутреннего долга области и муниципальных образований достиг 4085,1 млн. рублей, с превышением на областном уровне доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета на 40 процентов.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства Правительством области и органами местного самоуправления в октябре 1999 года проведена инвентаризация долговых обязательств. В 2000 году создана единая система контроля и учета долговых обязательств на областном и муниципальном уровнях, включающая:
инвентаризацию долговых обязательств по видам внутреннего долга;
разработку и утверждение государственной долговой книги области и муниципальных долговых книг (октябрь 2000 года);
утверждение законами об областном бюджете и решениями органов местного самоуправления параметров долговых обязательств и контроль за их соблюдением, привлечение кредитов и иных заимствований на основании соответствующих программ;
ежедневный мониторинг структуры и объемов внутреннего долга области и муниципальных образований;
разработка и введение в действие порядка регистрации заимствований государственных унитарных предприятий у третьих лиц в министерстве финансов области (постановление Правительства области от 14 мая 2001 года №54-П).
Были разработаны и внедрены новые принципы управления внутренним долгом: осуществление новых заимствований только для реструктуризации задолженности, перевод долга по кредитам на третьих лиц, проведение с кредиторами зачета взаимных требований, осуществление новации долга через залоговое кредитование.
Принимаемые Правительством области поэтапные меры позволили по состоянию на 1 января 2002 года сократить долговую нагрузку на областной бюджет до 48,7 процента от размера собственных доходов. В структуре государственного внутреннего долга области гарантии по привлеченным третьими лицами кредитам занимают 1927,6 млн. рублей (63,3%), прямые заимствования перед кредиторами и федеральным бюджетом соответственно - 695,5 млн. рублей (22,8%) и 183,5 млн. рублей (6,0%), обязательства по ценным бумагам - 239,6 млн. рублей (7,9%).
Расходы по обслуживанию внутреннего долга сложились в установленных бюджетным законодательством пределах и составили 5,7 процента к расходам областного бюджета.
Урегулирована просроченная задолженность перед кредиторами и инвесторами путем заключения мировых соглашений, соглашений об исполнении обязательств с соответствующими графиками погашения и переводом задолженности из валютной в рублевую. В настоящее время с Министерством финансов Российской Федерации прорабатывается вопрос о снижении размера заимствований администрации г.Саратова по проекту «Передача ведомственного жилого фонда», обеспеченному государственной гарантией области, с 35 миллионов долларов США до 2 миллионов долларов США.
При сокращении долговой нагрузки на консолидированный бюджет области проблемными остаются сельские долги, которые в общем объеме долговых обязательств как на областном, так и на муниципальном уровне занимают около двух третей. Из-за невозврата сельскими товаропроизводителями по форс-мажорным обстоятельствам (засуха, заморозки, ущерб от вредителей сельхозрастений) задолженности по товарному кредиту 1996 года, Правительством области в течение трех лет (с июля 1998 года) не исполнялись обязательства перед держателями областных облигаций. Начиная с июля 2001 года Правительством области изыскиваются собственные источники для исполнения обязательств перед инвесторами. И хотя с инвесторами достигнута договоренность и заключены графики погашения со сроками 2002-2003гг., размер по этому виду долговых обязательств составляет 7,9 процента совокупного размера долга.
В связи с реорганизацией Саратовского банка Сбербанка России в Саратовское отделение Сбербанка России с переподчинением его Поволжскому банку (г.Самара) было принято решение о сокращении лимитов кредитования по органу исполнительной власти области и полным исполнением в 2001-2002 годах обязательств перед данным банком-кредитором. В соответствии с заключенным графиком погашения долга с Саратовским отделением № 8622 Сбербанка России в 2002 году подлежат исполнению обязательства в размере 291,6 млн. рублей.
В ноябре 2001 года Правительством области по соглашению с Саратовской областной Думой проведена реструктуризация задолженности министерства сельского хозяйства и продовольствия области перед АКБ «Пробизнесбанк» (г.Москва) по кредиту, привлеченному в 1997 году на газификацию села. Данная просроченная задолженность была погашена привлеченными заимствованиями в АКБ «Пробизнесбанк» с установлением ежемесячного графика погашения долга до ноября 2003 года в размере 15,0 млн. рублей.
В 10 муниципальных образованиях из 39 размер долговых обязательств превышает установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации предельные значения по собственным доходам, из них в одном (Духовницком) - более чем в два раза. Местные бюджеты обременены долгами по предоставленному в 1996 году сельским товаропроизводителям из федерального бюджета товарному кредиту на поставку горюче-смазочных материалов под муниципальные гарантии на общую сумму 171,2 млн. рублей и переоформленной в бюджетную ссуду задолженностью по централизованным кредитам, полученным предприятиями и организациями агропромышленного комплекса и потребительской кооперации в 1992-1994 годах в размере 291,9 млн. рублей.
Цели реформирования и их обоснование
Приоритетом в области совершенствования долговой политики должны стать:
учет по единой форме долговых обязательств области и муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций, акции (паи, вклады) которых находятся в государственной и муниципальной собственности области, а также кредиторской задолженности бюджетных учреждений;
разработка методики привлечения заимствований для проведения реструктуризации долговых обязательств области;
составление и ведение на постоянной основе единого баланса активов и пассивов области;
введение в практику обязательной экспертизы проектов, в результате финансирования которых у области возникают долговые обязательства;
совершенствование программного обеспечения, которое позволит в полной мере использовать систему управления рисками.
В числе приоритетных направлений реформирования выделяются задачи оценки кредитоспособности и присвоение в 2002 году Саратовской области кредитных рейтингов. Губернатором области 3 декабря 2001 года принято распоряжение № 828-р об организации работы по присвоению Саратовской области рейтинга ведущих мировых рейтинговых агентств (Standart & Poor's Coporation, Moody's Investor Servise и Fitch IBCA Ltd.). Необходимость присвоения кредитных рейтингов обусловлена привлечением в Саратовский регион иностранных инвестиций и повышением имиджа Саратовской области на международном рынке заимствований.
Информационно-аналитическим агентством «AK&M» подготовлен интегрированный рейтинг относительной кредитоспособности субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым Саратовская область среди 77 субъектов Российской Федерации занимает 29 место.
Основными целями реформирования долговой политики являются: дальнейшее снижение долгового бремени на областной и местные бюджеты, соблюдение режима безусловного исполнения обязательств по погашению и обслуживанию внутреннего долга области и муниципальных образований, приведение предельного уровня муниципального долга отдельных органов местного самоуправления в соответствие с требованиями бюджетного законодательства, а также увеличение уровня кредитоспособности области, рост инвестиционной привлекательности региона.
2.6.2 Совершенствование управления государственной собственностью области