Наименование Программы | - областная целевая программа «Профи-лактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2001-2003 годы |
Государственный заказчик | - министерство труда и социального развития области |
Основные разработчики | - министерство труда и социального развития области - межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве области |
Цели и задачи Программы | - совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации; - создание условий для социальной, психолого-педагогической, правовой поддержки и реабилитации дезадаптированных детей и подростков; - развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - совершенствование нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - формирование общественного мнения, поддерживающего цели и задачи профилактической работы с несовершеннолетними из семей «группы риска», привлечение средств массовой информации к участию в профилактических мероприятиях; - кадровое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Сроки реализации | - 2001-2003 годы |
Исполнители основных | - министерство труда и социального развития области - министерство образования области - министерство здравоохранения области - управление внутренних дел области - министерство молодежной политики, спорта и туризма области - министерство культуры области - межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве области |
Объемы и источники | - общие затраты на реализацию мероприятий Программы в 2001-2003 годах составят 26889,0 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 25908,0 тыс. рублей, из них: в 2001 году - 19496,4 тыс. рублей Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников. Планируется привлечение средств из федерального бюджета для оснащения материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
| - снижение уровня детской безнадзорности, обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков; - формирование предпосылок к снижению числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками; - привлечение государственных институтов и общественных организаций к решению проблем детской безнадзорности и преступности; - повышение эффективности социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками; - совершенствование комплексной государственной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение |
Контроль за исполнением | - осуществляют межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве области министерство труда и социального развития области |
Характеристика проблемы
Социально-экономический кризис, снижение уровня жизни семей с несовершеннолетними детьми, нарастание социальной напряженности продолжают обострять проблему социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ежегодно в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей доставляются около 800 детей и подростков. Анализ показывает, что большинство из них потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, где не созданы минимально необходимые условия для нормальной жизни и развития. Увеличилось число детей, убежавших из интернатных учреждений (73 человека в 1999 году, что на 25% больше, чем в 1998 году). Ряды правонарушителей пополняют многие выпускники этих учреждений, проблемы жилья и трудоустройства которых решаются неудовлетворительно.
На учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних состоит более восьми тысяч подростков.
Официальной статистикой по итогам 1999 года зарегистрирован рост подростковой преступности на 1% (2897 преступлений), особенно в Октябрьском районе г. Саратова, Марксовском, Петровском, Пугачевском, Новоузенском, Федоровском районах области. Октябрьский и Заводской районы г.Саратова, Ершовский, Марксовский, Пугачевский, Самойловский районы области по итогам 11 месяцев прошедшего года превысили показатели 1998 года в целом. На 9,8% возросло и количество несовершеннолетних-участников преступлений (2530 человек). Доминирующим видом преступлений, совершенных детьми и подростками на территории области за последние 5 лет, остаются кражи (67,9% от всех расследованных). Отмечается рост тяжких преступлений, в том числе причинения тяжкого вреда здоровью (+30%), изнасилований (+22,2%), грабежей (+6,1%), хищения оружия(+300%, с 1 до 4 фактов). Из 26 параметров государственной статистики по видам преступлений только по 14 зафиксированы положительные тенденции.
Преступления несовершеннолетних все больше приобретают организованный и групповой характер. Удельный вес таких преступлений от общего количества составил 46%.
В 1998 году при Правительстве области создана межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающая координацию работы всех ведомств, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В области сформирована сеть учреждений нового типа, оказывающих поддержку детям из семей «группы риска». В шести социально-реабилитационных центрах и четырех социальных приютах для детей и подростков ежегодно проходят реабилитацию более 1300 человек.
Укреплена материально-техническая база специализированных учреждений за счет средств федерального бюджета.
Однако в области не в полной мере отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Вопросы охраны прав и интересов несовершеннолетних не нашли достаточного отражения на страницах печати, телевидении и радио.
При сложившейся ситуации существует необходимость продолжить разработку и реализацию целостных скоординированных мер, направленных на преодоление негативных тенденций, ведомственной разобщенности в профилактической работе по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, и проведение социально-реабилитационных мероприятий.
Основные направления реализации Программы
Совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы
Предусматривается разработка предложений по приведению действующего законодательства по вопросам правового регулирования в сфере защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений, реабилитации детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в соответствие с международными юридическими нормами, проведение комплекса научно-исследовательских работ, направленных на создание современных методик профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальная реабилитация
Предполагается разработка и реализация мер по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних, их социальной реабилитации и адаптации в обществе, решению вопросов занятости подростков, организации их досуга.
Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Предполагается расширение в области сети учреждений, осуществляющих профилактическую и социально-реабилитационную работу с дезадаптированными детьми и подростками, оснащение этих учреждений необходимым медицинским, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом.
Механизм реализации Программы
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве области:
организует, координирует и осуществляет контроль за работой по реализации Программы.
Министерство труда и социального развития области: