Действующий

Об областной программе «Дети Саратовской области» на 2001-2003 годы (с изменениями на 21 апреля 2004 года)

Областная целевая программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
на 2001-2003 годы


Паспорт
областной целевой программы

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
на 2001-2003 годы

(с изменениями на 21 апреля 2004 года)

Наименование Программы


- областная целевая программа «Профи-лактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2001-2003 годы

Государственный заказчик
Программы

- министерство труда и  социального развития области

Основные разработчики
Программы
   

- министерство труда и социального развития области

- межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве области

Цели и задачи Программы

- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации;

- создание условий для социальной, психолого-педагогической, правовой поддержки и реабилитации дезадаптированных детей и подростков;

- развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- совершенствование нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- формирование общественного мнения, поддерживающего цели и задачи профилактической работы с несовершеннолетними из семей «группы риска», привлечение средств массовой информации к участию в профилактических мероприятиях;

- кадровое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Сроки реализации
Программы

- 2001-2003 годы

Исполнители основных
мероприятий Программы

- министерство труда и социального развития области

- министерство образования области

- министерство здравоохранения области

- управление внутренних дел области

- министерство молодежной политики, спорта и туризма области

- министерство культуры области

- межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве области

Объемы  и  источники
финансирования  
Программы

- общие затраты  на реализацию мероприятий Программы в 2001-2003 годах составят 26889,0 тыс. рублей, в том числе:

из областного бюджета - 25908,0 тыс. рублей, из них:

в 2001 году -  19496,4 тыс. рублей

Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Планируется привлечение средств из федерального бюджета для оснащения материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы


- снижение уровня детской безнадзорности, обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков;

- формирование предпосылок к снижению числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками;

- привлечение государственных институтов и общественных организаций к решению проблем детской безнадзорности и преступности;

- повышение эффективности социально-реабилитационной работы с дезадаптированными  детьми и подростками;

- совершенствование комплексной государственной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение

Контроль за исполнением
Программы

-  осуществляют межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве области

министерство труда и социального развития области

     

Характеристика проблемы

   

  Социально-экономический кризис, снижение уровня жизни семей с несовершеннолетними детьми, нарастание социальной напряженности продолжают обострять проблему социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ежегодно в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей доставляются около 800 детей и подростков. Анализ показывает, что большинство из них потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, где не созданы минимально необходимые условия для нормальной жизни и развития. Увеличилось число детей, убежавших из интернатных учреждений (73 человека в 1999 году, что на 25% больше, чем в 1998 году). Ряды правонарушителей пополняют многие выпускники этих учреждений, проблемы жилья и трудоустройства которых решаются неудовлетворительно.  

На учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних состоит более восьми тысяч подростков.

Официальной статистикой по итогам 1999 года зарегистрирован рост подростковой преступности на 1% (2897 преступлений), особенно в Октябрьском    районе г. Саратова, Марксовском, Петровском, Пугачевском, Новоузенском, Федоровском районах области.  Октябрьский и Заводской районы г.Саратова, Ершовский, Марксовский, Пугачевский, Самойловский районы области по итогам 11 месяцев прошедшего года превысили показатели 1998 года в целом. На 9,8% возросло и количество несовершеннолетних-участников преступлений (2530 человек). Доминирующим видом преступлений, совершенных детьми и подростками на территории области  за последние 5 лет, остаются кражи (67,9% от всех расследованных). Отмечается рост тяжких преступлений, в том числе причинения тяжкого вреда здоровью (+30%), изнасилований (+22,2%), грабежей (+6,1%), хищения оружия(+300%, с 1 до 4 фактов). Из 26 параметров государственной статистики по видам преступлений только по 14 зафиксированы положительные тенденции.

Преступления несовершеннолетних все больше приобретают организованный и групповой характер. Удельный вес  таких преступлений от общего количества составил 46%.

В 1998 году при Правительстве области создана межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающая координацию работы всех ведомств, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В области сформирована сеть учреждений нового типа, оказывающих поддержку детям из семей «группы риска». В шести социально-реабилитационных центрах и четырех социальных приютах для детей и подростков ежегодно проходят реабилитацию более 1300 человек.

Укреплена материально-техническая база специализированных учреждений за счет средств федерального бюджета.

Однако в области не в полной мере отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Вопросы охраны прав и интересов несовершеннолетних не нашли достаточного отражения на страницах печати, телевидении и радио.

При сложившейся ситуации существует необходимость продолжить разработку и реализацию целостных скоординированных мер, направленных на преодоление негативных тенденций, ведомственной разобщенности в профилактической работе по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, и проведение социально-реабилитационных мероприятий.

Основные направления реализации Программы

Совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы

Предусматривается разработка предложений по приведению действующего законодательства по вопросам правового регулирования в сфере защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений, реабилитации детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в соответствие с международными юридическими нормами, проведение комплекса научно-исследовательских работ, направленных на создание современных методик профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     
Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальная реабилитация


Предполагается разработка и реализация  мер по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних, их социальной реабилитации и адаптации в обществе, решению вопросов занятости подростков, организации их досуга.

     
Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних

Предполагается расширение в области сети учреждений, осуществляющих профилактическую и социально-реабилитационную работу с дезадаптированными детьми и подростками, оснащение этих учреждений необходимым медицинским, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом.

     

Механизм реализации Программы


Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве области:

организует, координирует и осуществляет контроль за работой по реализации Программы.

Министерство труда и социального развития области: