Наименование Программы | - областная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей» на 2001-2003 годы |
Государственный заказчик | - министерство труда и социального развития области - министерство труда и социального развития области |
Цели и задачи Программы | - формирование современной нормативно-правовой, научно-методической, кадровой и научно-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей на основе концептуальных положений семейной политики в области; |
| - совершенствование традиционных и внедрение новых форм и технологий комплексного социального обслуживания семей с несовершеннолетними детьми; |
| - развитие и совершенствование взаимодействия государственных структур общественных объединений, некоммерческих организаций в решении социальных проблем женщин, семьи и детей |
Сроки реализации | - 2001-2003 годы - министерство труда и социального развития области министерство образования области |
Объемы и источники | - общие затраты из областного бюджета на реализацию Программы в 2001-2003 годах составят15305,0 тыс. рублей, из них: в 2001 году - 5185,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные | - укрепление кадрового потенциала и материально-технической базы учреждений социальной защиты населения; внедрение новых форм и технологий обеспечения адресной социальной поддержки семей с детьми; |
| - обеспечение адресной социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми на основе применения различных видов и форм содействия семейному благополучию; |
| - стимулирование и использование инициативы граждан к самореализации своих основных функций: экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранной; |
| - повышение роли общественности в достижении социального партнерства с государственными структурами в законотворчестве, в решении злободневных социальных проблем, обеспечении стабильности и укреплении социального здоровья семьи и детей |
Контроль за исполнением Программы | - осуществляет межведомственная комиссия при Правительстве области по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детей |
Характеристика проблемы
Проблемы семей с несовершеннолетними детьми требуют для своего решения специальных целенаправленных скоординированных усилий большинства государственных и общественных институтов области.
Пристальное внимание, адресная государственная поддержка необходимы особо нуждающимся семьям с несовершеннолетними детьми: неполным, многодетным семьям, семьям беженцев и вынужденных переселенцев, асоциальным семьям.
Важным компонентом социальной адаптации семей с несовершеннолетними детьми должна стать индивидуальная и семейная социокультурная и психолого-педагогическая реабилитация.
В области сформировалась система социального обслуживания семей с несовершеннолетними детьми, внедряются новые социальные технологии, увеличиваются объем и перечень социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Система социального обслуживания семей с несовершеннолетними детьми требует совершенствования. Недостаточность нормативно-правового, научно-методического и кадрового обеспечения сдерживает дальнейшее развитие социальных служб.
Отсутствие центров «Семья», дефицит средств на их оснащение, приобретение автотранспорта и оборудования не позволяют своевременно оказать комплекс социальных медико-психолого-педагогических, социально-правовых и социально-экономических услуг малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми.
Необходимость развития учреждений, служб и применения новых технологий социального обслуживания семьи и детей требует программно-целевого подхода к решению данных проблем в области.
Основные направления реализации Программы
Совершенствование нормативно-правовых основ функционирования
и развития учреждений социального обслуживания семьи и детей
Предусматривается разработка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства области, направленных на создание правовых условий предоставления семье и детям качественных социальных услуг.
Государственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей
Предусматриваются меры государственной поддержки учреждений, осуществляющих социальное обслуживание семьи и детей по оснащению и обеспечению специальным оборудованием, компьютерной техникой, средствами связи, автомобильным транспортом.
Организация работы учреждений социального обслуживания семьи и детей
Предполагается разработка и осуществление социально-статистического мониторинга семей «группы риска», который позволит оказывать комплексную адресную социальную помощь и поддержку.
Основой профилактической работы с семьями «группы риска» должны стать индивидуальные программы их реабилитации.
Разработка научно-методических основ деятельности и информационно-методического обеспечения деятельности
учреждений социального обслуживания семьи и детей
Предусматривается разработка методических рекомендаций по проблемам социального обслуживания семьи и детей, статистическим показателям, характеризующим уровень развития социального обслуживания семьи и детей, сборников, брошюр, проспектов об опыте работы социальных служб.
Подготовка и повышение квалификации кадров, работающих в учреждениях социального обслуживания семьи и детей
Предусматривается организация профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе на базе филиала Московского социального университета.
Механизм реализации Программы
Министерство труда и социального развития области проводит мониторинг социально-экономического потенциала на основании показателей министерств и ведомств, участвующих в реализации мероприятий Программы.
Министерство труда и социального развития области ежегодно информирует Правительство области, областную Думу о принимаемых мерах по улучшению положения семей с несовершеннолетними детьми с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств.
Координацию и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детей при Правительстве области.
Перечень мероприятий
областной целевой программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей» на 2001 -2003 годы
№ | Содержание мероприятий | Срок | Исполнители | Источники | Стоимость | ||||||||
|
|
|
| ния | всего | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||
Раздел I. Совершенствование нормативно-правовых основ функционирования и развития | |||||||||||||
1 | Разработка предложений в соответствии с областной концепцией семейной политики по дополнению и совершенствованию федерального законодательства и законодательства области по вопросам социального обслуживания семьи и детей | 2001-2003 | министерство труда и социального развития области |
|
|
|
|
| |||||
2 | Разработка положения об областном центре социального обслуживания семьи и детей «Семья» | 2001 | министерство труда и социального развития области |
|
|
|
|
| |||||
Раздел II. Государственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы | |||||||||||||
1 | Открытие ЦСОН с отделениями помощи семье и детям в г. Шиханы, пос. Светлый | 2001 | министерство труда и социального развития области | федеральный бюджет | 1400,0 | 1400,0 |
|
| |||||
2 | Реорганизация отделений помощи семье и детям ЦСОН в центры «Семья» и создание на их базе 8 опорно-экспериментальных площадок по социальному обслуживанию семьи и детей в гг.Балаково, Балашове и Балашовском районе г.Вольске и Вольском районе, Заводском районе г.Саратова гг.Марксе и Энгельсе |
| министерство труда и социального развития области | областной бюджет |
|
|
|
| |||||
3 | Выделение средств для приобретения в отделения помощи семье и детям необходимого оборудования, в том числе: компьютерной техники, аудио-, видеотехники, спортивного оборудования, музыкальных инструментов, настольных игр, мебели и автотранспорта; (пункт в редакции постановления Саратовской областной Думы от 21.04.2004 N 24-967. см. предыдущую редакцию) |
| министерство труда и социального развития области | областной |
|
|
|
| |||||
| 15 ЦСОН с числом обслуживаемых свыше 6 тысяч человек | 2001 год |
|
| 1500,0 | 1500,0 |
|
| |||||
| 15 ЦСОН с числом обслуживаемых свыше 1 тысячи человек | 2002 год |
|
| 1500,0 |
| 1500,0 |
| |||||
| 16 ЦСОН с числом обслуживаемых до 1 тысячи человек | 2003 год |
|
| 1600,0 |
|
| 1600,0 | |||||
Раздел Ш. Информационно-методическое и организационное обеспечение деятельности учреждений | |||||||||||||
1 | Подготовка информационно-аналити-ческого материала к докладу «О положении детей в Саратовской области» | ежегодно | министерство труда и социального развития области |
|
|
|
|
| |||||
2 | Продолжение апробации различных форм и технологий социального обслуживания семьи и детей в учреждениях социальной защиты населения на основе индивидуальных программ реабилитации: создание консультативной и иной службы социальной медико-психолого-педагогической помощи, в том числе «Телефон доверия» | постоянно | министерство труда и социального развития области |
|
|
|
|
| |||||
| проведение теле и радиомарафонов по сбору средств для материальной поддержки малоимущих семей с несовершеннолетними детьми |
|
|
|
|
|
|
| |||||
| выделение вещей из «народного банка одежды», созданного в центрах социального обслуживания населения (для поддержки женщин, детей, пострадавших от жестокости и насилия) |
|
|
|
|
|
|
| |||||
| создание условий для поддержки женщин, детей, пострадавших от жестокости и насилия |
|
|
|
|
|
|
| |||||
| создание групп, кружков, клубов здорового образа жизни по подготовке к семейной жизни, семейному общению, по выявлению психологической готовности детей к школе |
|
|
|
|
|
|
| |||||
3 | Продолжение реализации льгот для многодетных семей в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.92 г. № 431, в частности предоставление: 30-процентной скидки с установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией | 2001-2003 | администрации муниципальных образований | местные |
|
|
|
| |||||
| бесплатного проезда школьников на внутригородском транспорте и в автобусах пригородных линий |
|
|
|
|
|
|
| |||||
| бесплатной выдачи лекарств по рецептам врачей детям до 6 лет |
|
|
|
|
|
|
| |||||
4 | Проведение научно-практических конференций по основным проблемам социального обслуживания семьи и детей | 2001-2003 | министерство труда и социального развития области | областной бюджет | 60,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | |||||
5 | Продолжение организации и проведения традиционных массовых семейных и детских мероприятий (семейные конкурсы, спортивные игры, соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», выставки, телерадиомарафоны) в честь: |
|
|
| |||||||||
| Международного дня семьи | 15 мая | министерство труда и социального развития области | областной бюджет | 60,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | |||||
| Международного дня защиты детей Международного дня инвалидов Международного женского дня Дня защитников Отечества Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Дня Матери Нового года (Губернаторская, «Мамина» елки) | 1 июня | министерство | областной бюджет | 90,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | |||||
6 | Подготовка к изданию инструктивно-методических сборников, брошюр, буклетов, листовок из опыта работы специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей (в соответствии с планами научно-практи-ческих мастерских министерств) | 2001-2003 | министерство труда и социального развития области | областной бюджет | 90,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | |||||
7 | Обеспечение специализированных учреждений и отделений помощи семье и детям ЦСОН методической литературой по основам социального обслуживания семьи и детей | 2001-2003 | министерство труда и социального развития области | областной бюджет | 30,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | |||||
Раздел IV. Подготовка и повышение квалификации кадров, работающих в учреждениях | |||||||||||||
1 | Организация обучения и повышения квалификации кадров специалистов учреждений и служб социального обслуживания семьи и детей на базе филиала Московского социального университета | 2001-2003 | министерство труда и социального развития области | областной бюджет | 60,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | |||||
2 | Организация курсов повышения квалификации специалистов, осуществляющих социальное обслуживание семьи и детей, в рамках научно-практических мастерских министерств (по планам министерств) | 2001-2003 | министерство труда и социального развития области | областной бюджет | 15,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | |||||
3 | Проведение аттестации специалистов, осуществляющих социальное обслуживание семьи и детей | ежегодно | министерство труда и социального развития области | областной бюджет |
|
|
|
| |||||
4 | Проведение конкурса «Лучший по профессии» среди специалистов социозащитных учреждений | ежегодно | министерство труда и социального развития области | областной бюджет | 30,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | |||||
|
|
| областной бюджет федеральный бюджет | 15305,0 | 5185,0 | 5185,0 | 4935,0 | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|