Недействующий

О концепции семейной политики Саратовской области на 2001-2005 годы (с изменениями на 23 июня 2005 года) (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 22.04.2008 N 169-П)

I. Анализ современного состояния института семьи и региональная специфика семейной политики

В современном обществе условия и механизмы функционирования семьи претерпевают существенные изменения. Многие задачи, за которые прежде отвечала только семья, сегодня решаются с помощью системы общего и профессионального образования, учреждений культуры, занятости и социальной защиты. Однако на семью по-прежнему возлагаются функции социализации детей, именно семья предоставляет ее членам эмоциональную поддержку в условиях стрессовой ситуации на рынке труда. Семья сегодня становится не только объектом социальной политики, но и активным участником социального развития.

К результатам сегодняшних политических и экономических реформ в области, связанных самым непосредственным образом с изменением идеологии и практики родительства, следовало бы отнести следующие изменения в общественном мнении: признание многообразия форм семьи; требование совершенствования семейного права во всех его деталях и в соответствии с основными тенденциями современного общества; увеличение доли ответственности и контроля родителей за образованием, досугом и здоровьем своих детей; требование реформирования социальных институтов, разделяющих ответственность за функционирование семьи.

С другой стороны, именно семья несет на себе колоссальные отрицательные нагрузки в современном обществе: падение жизненного уровня, безработица, рост числа разводов и ухудшение показателей здоровья, жилищные проблемы и увеличение преступности. Глубокое обострение проблем семьи, их негативные последствия как для подрастающего поколения, так и для общества в целом, низкая эффективность экономических, социальных и политических мер, предпринимаемых в интересах семьи, крайне недостаточный уровень реализации потребностей и возможностей семьи, острая потребность поиска и привлечения дополнительных ресурсов, стабилизации и повышения качества жизни семьи - все это делает необходимым кардинальное изменение отношения к семейной политике. Увеличение числа неполных семей с несовершеннолетними детьми, отсутствие родственной поддержки в старости, трудовые перегрузки членов семей с последующим ослаблением психического и физического состояния, негативно сказываясь на качестве здоровья и воспитания детей, усугубляются отсутствием адекватной социальной инфраструктуры, социального обслуживания, лишая родителей и детей возможности саморазвития и даже простого восстановления сил.

Кризисное положение семьи в области обусловлено рядом социальных факторов:

низкой материальной обеспеченностью большинства семей;

отсутствием комплексного подхода к здоровью человека во взаимодействии институтов семьи, здравоохранения, образования, культуры, спортивного воспитания;

ухудшением здоровья населения, недостаточной эффективностью медико-социальной работы по планированию семьи;

криминализацией подростковой среды, детской безнадзорностью и социальным сиротством;

сокращением численности и ограничением доступности общественных институтов дошкольного воспитания, досуговой сферы, летнего отдыха;

недостаточным развитием системы учреждений по оказанию социальной помощи лицам престарелого возраста, женщинам, семье и детям;

утратой традиционных ценностей, ослаблением духовно-нравственных ориентиров семейных отношений, способствующих укреплению семьи, нарушением прав ребенка;

отсутствием систематической пропагандистской и культурно-просветительной работы по укреплению семейных отношений;

снижением доступности бытового обслуживания в сочетании с чрезмерной нагрузкой женщин в домашнем хозяйстве;

жилищной проблемой;

природно-экологическими нарушениями Саратовского Поволжья;

деформацией структуры этнического своеобразия уклада жизни и семейного воспитания народов, проживающих в Саратовской области;

неразвитостью и невостребованностью научно-методического обеспечения семейной политики.

Решение этих проблем во многом зависит от того, как они будут учитываться при разработке социальных мероприятий и программ в семейной политике. Профилактическая сторона помощи детям вплотную связана с комплексной, адресной помощью их семьям. В частности, становится очевидной необходимость усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительного принципа назначения пособий; создания полноценных условий для жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи; формирования сети социальной поддержки, укрепления ресурсной системы семьи.

Существующая инфраструктура социальной поддержки семьи Саратовской области, накопленный опыт региональных служб семьи, сформированный базис выступают залогом успешной реализации Концепции в конкретных решениях, вытекающих из нее задач. Сохраняются опытные кадры, существует система подготовки и переобучения, осуществляется взаимодействие между министерствами и ведомствами, специалистами-практиками и учеными саратовских вузов. Учитываются хозяйственно-экономические особенности области: аграрный сектор, сельская семья с ее традициями, а также занятость в промышленности, развитой системе высшего и среднего профессионального образования, особенности вхождения в рынок и политические события. Все эти факторы демонстрируют позитивные изменения ситуации в области, которые не могут не сказаться положительно на осуществлении стратегий семейной политики в целом. Но вместе с тем эти факторы показывают, что есть еще много нерешенных задач, над которыми надо работать с целью формирования соответствующих духу времени новых принципов и осуществления практических мероприятий социальной политики в сфере семьи.