Исходя из сроков реализации программы, в 1998-2005 годах, суммарной экономии топливно-энергетических ресурсов в объеме 11, 75 млн.т.у.т. за период и величины необходимых затрат на ее реализацию в 2300 млн.руб., работы по программе осуществляются в два этапа.
Расчетная экономия энергоресурсов представлена в таблице 18 и на рис.17.
Первый этап, 1998-2000 годы
В этот период формируются необходимые нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию программы, включая принятие областного закона об энергосбережении.
Завершается формирование требований к проведению ценовой, тарифной и инвестиционной политики, создается база для осуществления сертификации производимой и используемой энергопотребляющей и энергосберегающей техники, отрабатывается практика лицензирования деятельности энергосервисных компаний.
Вводимая в действие в соответствии с требованием Федерального закона об энергосбережении и областным законом консолидация средств для энергосбережения за счет включения в состав тарифов на электро- и теплоэнергию и цен на природный газ для населения экономически обоснованных затрат у потребителей. Эти средства вместе со средствами федерального, областного и местного бюджета формируют государственную финансовую поддержку энергосбережения, величина которой достигает на первом этапе 48% от общей величины затрат.
В рамках программы, начиная с III-IV кварталов 1998 года начинается реализация первоочередных инвестиционных проектов, по созданию мощностей позволяющих обеспечить прирост экономии энергоресурсов в последующие годы.
В период первого этапа развертываются основные работы по оснащению бюджетных потребностей приборами и системами учета и регулирования расхода энергетических ресурсов.
Таблица 18
Отрасль |
| I этап |
|
|
| II этап |
|
| ||||||
| 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||||||
Промышленность | 56 | 150 | 276 | 429 | 595 | 770 | 970 | 1160 | ||||||
Топливно-энергетический комплекс | 34 | 95 | 170 | 267 | 370 | 480 | 600 | 720 | ||||||
Жилищно-коммунальное хозяйство | 30 | 83 | 150 | 232 | 323 | 420 | 520 | 630 | ||||||
Транспорт и связь | 60 | 167 | 304 | 472 | 654 | 850 | 1060 | 1270 | ||||||
Сельское хозяйство | 20 | 55 | 100 | 155 | 215 | 280 | 350 | 420 | ||||||
Всего: | 200 | 550 | 1000 | 1550 | 2150 | 2800 | 3500 | 4200 |
Рис.17. Экономия энергоресурсов по отраслям хозяйства в 1998 г.
В 1998-1999 годах завершается формирование финансово-экономических механизмов энергосбережения и мер по стимулированию производителей и потребителей топлива и энергии.
Для реализации этих мероприятий формируется головная организация, ответственная вместе с действующими государственными структурами за обеспечение развертывания работ и их финансирования в соответствии с программой.
На этом этапе достигается экономия 0,75 млн.т.у.т., создаются мощности по обеспечению экономии 1 млн.т.у.т. в год, финанси-рование затрат на энергосбережение составит - 560 млн.руб.
Второй этап, 2001-2005 годы
В этот период должны начать функционировать в полную меру законодательные и нормативные акты в области энергосбережения, производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, а также финансово-экономические и организационные механизмы.
Начнут эффективно использоваться экономические стимулы проведения энергосберегающих мероприятий, тот финансовый, тарифно-ценовой “кнут” и “пряник”, который призван заменить административные рычаги управления. Государственное регулирование в сфере энергосбережения будет нести в основном поощрительный характер на основе широкого использования государственной финансовой поддержки энергосбережения. Необходим также на этом этапе государственный контроль за соблюдением стандартов энергетической эффективности в области промышленных технологий, оборудования и приборов, в сфере услуг, на транспорте, в строительстве и сельском хозяйстве.
В этот период должно быть завершено массовое оснащение всех категорий потребителей относительно дешевыми и надежными приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов. Организация приборного учета, регулирование и контроль в области энергопотребления является обязательным условием для достижения на втором этапе экономии в объеме 11 млн.т.у.т. и создания мощности по достижению 3 млн.руб. экономии в год. Наряду с использованием достижений технического прогресса и экономическими мероприятиями это позволит ускорить решение социальных задач, связанных с надежным топливо-энергообеспечением населения при сокращении и ликвидации дотаций в коммунально-бытовом секторе.
В течение второго этапа будет завершено совершенствование системы цен на первичные энергоресурсы и разработанных на их основе цен на энергоносители, а также системы тарифов на электро- и теплоэнергию, с приведением внутренних цен на топливо и тарифов на энергию в соответствии с затратами на их производство и доставку потребителям и устранением несоответствий с ценами на основную промышленную продукцию. Это позволит увеличить эффект от осуществляемых законодательных, административных, научно-технических и других мер в область энергосбережения, о чем свидетельствует имеющийся опыт в стране и за рубежом.
Особое внимание на этом этапе должно быть уделено организации массового производства энергосберегающей техники, освоение производителями принципиально новых малоэнергоемких технологий, конструкций и материалов, как за счет использования достижений научно-технического прогресса, так и за счет совершенствования структуры производства и расширения сферы услуг.
Приток средств от использования рыночных механизмов позволит в этот период сократить долю средств государственной финансовой поддержки энергосбережения до 35%.