Недействующий

Об утверждении Губернаторской программы энергосбережения в Саратовской области на 1998-2005 годы и Основных положений государственной системы управления энергосбережением в Саратовской области (утратил силу на основании постановления Правительства...)


2.1. Основные направления и этапы реализации программы


          Исходя из сроков реализации программы,  в 1998-2005 годах, суммарной экономии топливно-энергетических ресурсов в объеме 11, 75 млн.т.у.т. за период и величины необходимых затрат на ее реализацию в 2300 млн.руб., работы по программе осуществляются в два этапа.

          Расчетная экономия энергоресурсов представлена в таблице 18 и на рис.17.


Первый этап, 1998-2000 годы


          В этот период формируются необходимые нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию программы, включая принятие областного закона об энергосбережении.

          Завершается формирование требований к проведению ценовой, тарифной и инвестиционной политики, создается база для осуществления сертификации производимой и используемой энергопотребляющей и энергосберегающей техники, отрабатывается практика лицензирования деятельности энергосервисных компаний.

          Вводимая в действие в соответствии с требованием Федерального закона  об энергосбережении и областным законом консолидация средств для энергосбережения за счет включения в состав тарифов на электро- и теплоэнергию и цен на природный газ для населения экономически обоснованных затрат у потребителей. Эти средства вместе со средствами федерального, областного и местного бюджета формируют государственную финансовую поддержку энергосбережения, величина которой достигает на первом этапе 48% от общей величины затрат.

          В рамках программы, начиная с III-IV кварталов 1998 года начинается реализация первоочередных инвестиционных проектов, по созданию мощностей позволяющих обеспечить прирост экономии энергоресурсов в последующие годы.

          В период первого этапа развертываются основные работы по оснащению бюджетных потребностей приборами и системами учета и регулирования расхода энергетических ресурсов.

Таблица 18

Отрасль

 

I этап

 

 

 

II этап

 

 

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Промышленность

56

150

276

429

595

770

970

1160

Топливно-энергетический комплекс

34

95

170

267

370

480

600

720

Жилищно-коммунальное хозяйство

30

83

150

232

323

420

520

630

Транспорт и связь

60

167

304

472

654

850

1060

1270

Сельское хозяйство

20

55

100

155

215

280

350

420

Всего:

200

550

1000

1550

2150

2800

3500

4200

Рис.17. Экономия энергоресурсов по отраслям хозяйства в 1998 г.

          В 1998-1999 годах завершается формирование финансово-экономических механизмов энергосбережения и мер по стимулированию производителей и потребителей топлива и энергии.

          Для реализации этих мероприятий формируется головная организация, ответственная вместе с действующими государственными структурами за обеспечение развертывания работ и их финансирования в соответствии с программой.

          На этом этапе достигается экономия 0,75 млн.т.у.т., создаются мощности по обеспечению экономии 1 млн.т.у.т. в год, финанси-рование затрат на энергосбережение составит - 560 млн.руб.

Второй этап, 2001-2005 годы


          В этот период должны начать функционировать в полную меру законодательные и нормативные акты в области энергосбережения, производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, а также финансово-экономические и организационные механизмы.

          Начнут эффективно использоваться экономические стимулы проведения энергосберегающих мероприятий, тот финансовый, тарифно-ценовой “кнут” и “пряник”, который призван заменить административные рычаги управления. Государственное регулирование в сфере энергосбережения будет нести в основном поощрительный характер на основе широкого использования государственной финансовой поддержки энергосбережения. Необходим также на этом этапе государственный контроль за соблюдением стандартов энергетической эффективности в области промышленных технологий, оборудования и приборов, в сфере услуг, на транспорте, в строительстве и сельском хозяйстве.

          В этот период должно быть завершено массовое оснащение всех категорий потребителей относительно дешевыми и надежными приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов. Организация приборного учета, регулирование и контроль в области энергопотребления является обязательным условием для достижения на втором этапе экономии в объеме 11 млн.т.у.т. и создания мощности по достижению 3 млн.руб. экономии в год. Наряду с использованием достижений технического прогресса и экономическими мероприятиями это позволит ускорить решение социальных задач, связанных с надежным топливо-энергообеспечением населения при сокращении и ликвидации дотаций в коммунально-бытовом секторе.

          В течение второго этапа будет завершено совершенствование системы цен на первичные энергоресурсы и разработанных на их основе цен на энергоносители, а также системы тарифов на электро- и теплоэнергию, с приведением внутренних цен на топливо и тарифов на энергию в соответствии с затратами на их производство и доставку потребителям и устранением несоответствий с ценами на основную промышленную продукцию. Это позволит увеличить эффект от осуществляемых законодательных, административных, научно-технических и других мер в область энергосбережения, о чем свидетельствует имеющийся опыт в стране и за рубежом.

          Особое внимание на этом этапе должно быть уделено организации массового производства энергосберегающей техники, освоение производителями принципиально новых малоэнергоемких технологий, конструкций и материалов, как за счет использования достижений научно-технического прогресса, так и за счет совершенствования структуры производства и расширения сферы услуг.

          Приток средств от использования рыночных механизмов позволит в этот период сократить долю средств государственной финансовой поддержки энергосбережения до 35%.