Одним из направлений реформирования хозяйственных отношений является создание эффективных систем управления экономическими процессами. При этом предполагается сочетание мер государственного регулирования и использования "чисто” рыночных механизмов. Это соответствует настоящему периоду перехода к рынку, коммерциализации различных сфер деятельности, поскольку требуется быстрая окупаемость вложенных средств и получение максимально возможной от них отдачи.
Данные требования относятся и к процессу энергосбережения, представляющего комплекс научно-технических, нормативно-правовых, организационно-экономических мер по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Влияние на энергоэффективность многих факторов обусловливает комплексный подход к процессу управления энергосбережением и участие в нем различных субъектов права - от органов государственной власти всех уровней до отдельного гражданина. Подготовка соответствующего правового поля, заинтересованность всех участников процесса энергосбережения в повышении энергоэффективности, формирование организационных структур, адекватных современным условиям хозяйствования, изыскание достаточных финансовых ресурсов для достижения программных уровней экономии топлива и энергии должны быть учтены при создании системы государственного управления энергосбережением.
Основой такой системы на федеральном уровне является среднесрочная целевая федеральная программа "Энергосбережение России", принятая постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. (N 80), в котором субъектам Федерации рекомендуется разрабатывать аналогичные региональные программы.
В Саратовской области основой системы государственного управления повышением эффективности использования топлива и энергии является “Губернаторская программа энергосбережения в Саратовской области на 1998-2005 годы", разработанная по инициативе Правительства области большой группой специалистов и ученых г.Москвы и г.Саратова. Выполнение данной программы позволит в период до 2006 г. получить экономию около 12 млн. тонн условного топлива. Это означает, что в течение одного года из восьми область будет работать на сэкономленных энергоресурсах и примерно на 13 млрд. руб. не будет закупать энергоресурсов на стороне.
Для реализации Губернаторской программы энергосбережения необходимо иметь законодательную базу и, прежде всего, областной Закон об энергосбережении преимущественно прямого действия, а также нормативно-правовые документы в развитие его положений.
Особое значение имеет обоснование финансового обеспечения выполнения Губернаторской программы энергосбережения, в частности, входящих в нее первоочередных инвестиционных энергосберегающих проектов, демонстрационных объектов высокой энергетической эффективности, работ по оснащению потребителей бюджетной сферы приборами и системами учета и регулирования энергоресурсов. При этом большая роль, особенно в первые годы реализации программы, должна принадлежать государственной финансовой поддержке, которая включает средства федерального и областного бюджетов, а также консолидированные внебюджетные средства, формируемые в соответствии с требованиями федерального закона "Об энергосбережении" (статья 14).
Имеющиеся в области органы государственного управления, причастные к энергосбережению, - Министерство промышленности, топлива и энергетики, Региональная энергетическая комиссия, территориальное управление Госэнергонадзора России, Газотехническая инспекция - занимаются энергосбережением в рамках определенных для них функций. Образование специального органа исполнительной власти, ответственного за энергосбережение на территории области, позволит координировать многоаспектную работу по повышению эффективности использования энергоресурсов, целенаправленно расходовать на энергосбережение средства государственной поддержки, кредитные и другие финансовые ресурсы. Агентство по энергосбережению Саратовской области должно тесно взаимодействовать с различными участниками процесса энергосбережения, в первую очередь, с государственными органами управления и коммерческими структурами.
Важными задачами Агентства должны стать оказание помощи малоимущим слоям населения в осуществлении мер по утеплению своего жилья, оснащению его приборами учета расхода энергоресурсов, пропаганда эффективных методов и использования технических средств энергосбережения, позволяющих людям улучшать условия жизни без дополнительных затрат на топливо- и энергообеспечение.
Деятельность Агентства энергосбережения, которое обладает финансовыми ресурсами в виде консолидированных внебюджетных средств и использует экономические рычаги, существенно усилит государственное воздействие на энергосбережение и на этой основе повысит эффективность управления этим процессом.
Управляемости процессом энергосбережения в регионе будет способствовать принятие областной Думой и Правительством области разработанных нормативно-правовых актов, в том числе по введению в действие финансово-экономических механизмов, утверждение различных положений, "порядков" и других документов, без которых невозможно функционирование разработанной системы государственного управления энергосбережением в Саратовской области.