Программой энергосбережения Саратовской области на 1998-2005 годы устанавливается задание перед экономикой и населением области обеспечить в 2005 году прирост экономии энергоресурсов (мощности по обеспечению экономии) по отношению к 1997 году в размере 3,5 млн.т.у.т. в год, достигаемый за счет реализации краткосрочных и быстрореализуемых энергосберегающих инвестиционных проектов, оснащение потребителей приборами, устройствами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов, использования местных видов топлива и нетрадиционных источников энергии, сокращение всех видов потерь, использования вторичных энергетических ресурсов. Суммарная экономия энергетических ресурсов за период 1998-2005 г.г. оценивается в объеме 11,5-12 млн.т.у.т.
Общая величина финансовых затрат (в ценах 1997 года) определена настоящей программой в размере 2300 млн.руб., из них 1950 млн.руб. капитальных вложений.
Величина государственной финансовой поддержки предприятиям-исполнителям программы определяется за срок реализации программы в 1100 млн.руб. Доля государственной поддержки относительно общей величины необходимых затрат составляет в среднем 48%.
Суммарное снижение потребности области в энергоресурсах в 2005 году относительно фактического потребления топлива и энергии в 1997 году составит 25-27%. Количество сэкономленной энергии по отношению к потреблению за период реализации программы оценивается в 12,9%.
Кризисные явления в экономике, спад производства, взаимные неплатежи предприятий, отсутствие необходимых стимулов для инвестиций не позволяют организациям мобилизовать самостоятельно средств для инвестиций в энергосбережение. Средства федерального, областного и местных бюджетов могут поддержать лишь отдельные проекты в ограниченном объеме.
Крупные средства для поддержки энергосбережения могут быть мобилизованы областью из консолидированных в соответствии с действующим законодательством и областным законом “Об энергосбережении” средств, начиная с середины 1998 года. Рыночные механизмы аккумулирования средств для энергосбережения будут вводиться в действие, очевидно, после 2000 года.
Существенной поддержкой финансирования программы энергосбережения области явятся финансовые ресурсы, мобилизуемые за счет товарно-энергетического кредита.
Остальные средства должны быть привлечены заинтересованными предприятиями-исполнителями проектов за счет заемных средств российских банков и иностранных инвестиционных компаний, а также за счет ускоренного оборота средств, направляемых в качестве государственной финансовой поддержки.
Работу над получением кредитов для энергосбережения целесообразно сосредоточить в специальном органе областной исполнительной власти, ответственном за энергосбережение, под гарантию Правительства области.
Источниками привлекаемых средств являются:
- кредиты федерального и областного бюджетов, получаемые под гарантию Правительства области, а также за счет отечественных и зарубежных финансовых институтов;
- выпуск целевого облигационного займа (три выпуска после 2000 года);
- создание областного паевого инвестиционного фонда энергосбережения;
- товарный и финансовый лизинг и другое.
Механизмы эффективного использования этих источников изложены в соответствующем разделе настоящей программы и в приложениях.
Источники финансового обеспечения программы и направления их использования в целях реализации программы энергосбережения Саратовской области на 1998-2005 годы приведены в таблице 25 и на рис.21.
Таблица 25
Основные направления использования финансовых средств, предусмотренных программой энергосбережения Саратовской области | Объем финансовых средств, млн.руб. |
Всего: | 2300,0 |
в том числе: |
|
1. Инвестиционная программа | 1950,0 |
в том числе: |
|
- реализация проектов, направленных на достижение экономии тепловой энергии (сокращение потерь тепла в зданиях, теплосетях, автоматизация ЦТП и др.) | 550,0 |
- оснащение предприятий и организаций бюджетной сферы приборами и системами учета и регулирования расхода энергетических ресурсов | 250,0 |
- использование местных видов топлива, забалансовых запасов газа, нетрадиционных источников энергии | 150,0 |
- реализация проектов в составе демонстрационных зон | 80,0 |
- создание сертификационных центров | 15,0 |
- инвестиционные проекты, направленные на развитие производства энергосберегающей техники | 345,0 |
- инвестиционные проекты, связанные с расширением использования энергосберегающих высокоэффективных технологий | 560,0 |
|
|
2. Выполнение НИОКР в области энергосбережения | 150,0 |
|
|
3. Затраты на информационное обеспечение, подготовку кадров, рекламу, проведение семинаров, выставок и конференций | 200,0 |
Инвестиционная программа НИОКР в области Информационное
включает в себя: энергосбере- обеспечение,
1 - проекты, направленные на жения подготовка кадров,
достижение экономии тепловой реклама, семинары,
энергии; выставки, конференции
2 - оснащение приборами и
системами учета и регулирования
расхода энергетических ресурсов;
3 - использование местных видов
топлива, нетрадиционных источников
энергии;
4 - реализация проектов в составе
демонстрационных зон
5 - создание сертификационных центров;
6 - инвестиционные проекты, направленные
на развитие производства
энергосберегающей техники;
7 - инвестиционные проекты, связанные с
расширением использования энерго-
сберегающих высокоэффективных технологий.
Рис.21. Финансовые средства, предусмотренные программой энергосбережения Саратовской области на 1998-2005 годы.
Таблица 26
Сводные показатели целевой Губернаторской программы “Энергосбережение на 1998-2005 годы”
Цель и краткое содержание |
|
| Финансовые ресурсы, млн.руб. |
|
|
| Конечные результаты | ||||||
программы, государственный заказчик | Источники и направления расходов | На период реали- |
| в том числе по годам |
|
| реализации программы в натуральном выражении | ||||||
|
| зации | 1998 | 1999 | 2000 | 2001-2005 |
| ||||||
Цель программы: | Всего, |
|
|
|
|
| Прирост экономии энергоресурсов в 2005 г. в результате выполнения программы ожидается на уровне | ||||||
улучшении бытовых условий населения. Формирование нормативно- | - федерального бюджета |
|
|
|
|
| 3,5 млн.т.у.т. по отношению к 1997 году. | ||||||
правовых и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих | - бюджет области, местные бюджеты |
|
|
|
|
| Всего за период 1998-2005 годов должно быть сэкономлено 11,5- | ||||||
реализацию энергосберегающей политики в отраслях экономики области. | - консолидирован-ные внебюджетные средства области |
|
|
|
|
| 12,0 млн.т.у.т., в том числе в период до 2000 года - 0,75 млн.т.у.т. В результате | ||||||
Создание научно-технической и производственной базы энергосберегающих технологий и энергосберегающей электротехники, а | - средства от введения в действие рыночных механизмов, из них: |
|
|
|
|
| энергоемкость ВВП будет снижена в 2005 году на 14,1%. | ||||||
также оборудования, использующего новые и возобновляемые источники энергии. Снижение бюджетных | - товарно-энергетический кредит |
|
|
|
|
| мест, повысится электробезо-пасность технологий и оборудования. Средства от | ||||||
дотаций на оплату энергоресурсов. | - кредиты банков | 280,0 | - | 10,0 | 25,0 | 245,0 | реализации сэкономленных | ||||||
| - собственные средства предприятий |
|
|
|
|
| энергоресурсов могут быть направлены на решение социальных задач и подъем | ||||||
ления проведения государственной |
|
|
|
|
|
| экономики. В 2005 году по | ||||||
энергосберегающей политики в новых экономических условиях, определены общий потенциал энергосбережения и | Капитальные вложения, |
|
|
|
|
| сравнению с 1997 годом в результате реализации программы должны | ||||||
направления экономии энергии в энергоемких отраслях промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве. | - федерального бюджета |
|
|
|
|
| уменьшаться выбросы в атмосферу на 5%. | ||||||
Выполнена оценка экологической, экономической и социальной | - бюджет области, местные бюджеты |
|
|
|
|
| млн.т., сократиться потребность в водопотреблении на 35-40 | ||||||
эффективности программы с учетом проведения жилищно-коммунальной реформы. | - консолидирован-ные внебюджетные средства области |
|
|
|
|
| млрд.куб.м. Суммарная величина предотвращенного ущерба ожидается на уровне 13-15%. | ||||||
В программе представлены энергосберегающие инвестиционные проекты по отраслям ТЭКа, ЖКХ и по энергоемким отраслям | - средства от введения в действие рыночных механизмов |
|
|
|
|
| Стоимость сэкономленных энергоресурсов за весь период составит 12,9 млрд.руб. Бюджетные дотации | ||||||
промышленности, по демонстрационным зонам. | - товарно-энергетический кредит |
|
|
|
|
| на оплату теплоэнергии уменьшатся в 2005 году - на 500 млн.рублей по сравнению с 1995 | ||||||
оснащения потребителей и развития | - кредиты банков | 280,0 | - | 10,0 | 15,0 | 255,0 | годом. Тарифы на электро- и | ||||||
мощностей по производству приборов учета, контроля и регулирования расхода энергетических ресурсов. | - собственные средства предприятий |
|
|
|
|
| теплоэнергию и цены на природный газ для населения уменьшатся на 10-11%. | ||||||
Намечены меры по стандартизации и |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
сертификации энергопотребляющей техники. | НИОКР, | 150,0 | 5,0 | 10,0 | 20,0 | 115,0 |
| ||||||
| - бюджет области, местные бюджеты |
|
|
|
|
|
| ||||||
Региональная энергетическая комиссия | - консолидирован-ные внебюджетные средства области |
|
|
|
|
|
| ||||||
| Прочие текущие расходы |
|
|
|
|
|
|