Недействующий

Об утверждении Губернаторской программы энергосбережения в Саратовской области на 1998-2005 годы и Основных положений государственной системы управления энергосбережением в Саратовской области (утратил силу на основании постановления Правительства...)

Приложение 2.  Подпрограмма оснащения потребителей приборами
и системами учета расхода энергоресурсов

     
Общие положения


          Оснащение потребителей приборами контроля и системами учета расхода энергоресурсов является одним из важнейших и наиболее эффективных направлений энергосбережения в Саратовской области.

          Правительство Российской Федерации постановлениями от 2 ноября 1995 г. №1087 “О неотложных мерах по энергосбережению” и от 8 июля 1997 года №832 “О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы” приняло решение о переходе к 2000 году на приборный учет и регулирование расхода энергоресурсов, обязательность которого регламентирована Федеральным законом “Об энергосбережении”, принятым 3 апреля 1996 года.

          В целях решения этой задачи в 1996 году была разработана и осуществляется федеральная “Программа выпуска сертифицированных приборов и систем учета расхода энергоресурсов и оснащения ими потребителей в 1996-2000 г.г.” Пересмотрены и откорректированы соответствующие правила и СНиПы, определяющие нормативы потребления энергоресурсов и порядок учета их расхода, введена в действие подпрограмма “Производство сертифицированных приборов и систем учета расхода энергоресурсов и оснащение ими потребителей в составе федеральной целевой программы “Энергосбережение России” принятой 24 января 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации № 80.

Состояние и перспективы приборного  учета расхода энергоресурсов


          Целью данной подпрограммы является проработка комплекса вопросов, связанных с оснащением потребителей области приборами учета расхода энергоресурсов, определение источников финансирования предстоящих работ с использованием рыночных финансово-экономических механизмов и мер государственной финансовой поддержки.

          По оценке на начало 1998 года в эксплуатации у областных потребителей находилось около 650 тыс. приборов и систем учета расхода  энергоресурсов. В целом уровень оснащения ими по сфере акционерных предприятий составил около 30-40%, а по бюджетным организациям не превышал 5%.

          Наиболее благополучно обстоят дела с учетом электроэнергии. Укомплектованность потребителей электросчетчиками составляет около 90%. В то же время оснащенность средствами учета расхода воды и тепловой энергии находится на крайне низком уровне и составляет соответственно 16%  и 3,2% от потребности.

          В соответствии с требованиями федерального закона “Об энергосбережении”, определяющими обязательность введения приборного учета производимых и расходуемых энергоресурсов, настоящей подпрограммой намечается к 2002 году в основном обеспечить повсеместное внедрение такого учета энергоресурсов в области.

          Важнейшей задачей на данном этапе является оснащение приборами групповых (коллективных) потребителей энергоресурсов. Ее решение будет осуществляться главным образом не только за счет простого увеличения количества средств учета различных видов энергоресурсов, а также за счет применения прогрессивного подхода, основанного на оснащении потребителей комплексными системами учета, контроля и регулирования. Данные системы представляют собой объединенные воедино типовые узлы учета расхода всех основных видов энергоресурсов: тепловой и электрической энергии, воды и газа, а также системы регулирования гидравлического режима систем теплоснабжения и температурного режима зданий и сооружений.

          Преимущества такого подхода проявятся не только на стадии эксплуатации систем, что очевидно, но также и на этапе их создания и выражаются прежде всего в уменьшении на 15-20% затрат на проектирование и монтаж.

          Исходя из необходимости повсеместного внедрения приборного учета энергоресурсов подпрограммой предусматривается в 1998-2002 годах внедрить 4300 комплексных систем учета. По имеющимся данным на конец 1997 года в области насчитывалось 140 групповых потребителей энергоресурсов, комплексно оснащенных узлами учета расхода тепла, электроэнергии и воды, аналогичных предлагаемым системам. Таким образом общее их количество к концу 2002 года составит 4400 штук, что обеспечит в основном решение указанной задачи.

          Наряду с внедрением комплексных систем учета у групповых потребителей будет ускорено оснащение средствами учета индивидуальных потребителей. В 2002 году имеющийся у них приборный парк увеличится более чем на 1,5 млн.ед. и их общее количество составит почти 2071 тыс. ед.

Наличие и потребность в приборах и системах учета энергоресурсов


(штук)

Приборы,

Наличие в 1997 г.

План внедрения

Наличие в 2002 г.

системы

Всего

в т.ч.

Всего

в т.ч.

Всего

в т.ч.

учета

групп.
учет

инд.
учет

групп.
учет

инд.
учет

групп.
учет

инд.
учет

Тепловая
энергия

141

141

-

4300

4300

-

4400

4400

-

Вода

700

700

-

500000

3700

490000

500700

4400

490000

Газ

200

10

190

700000

4000

696000

700200

4000

696000

Электроэнергия

639000

9955

629045

257000

300

256700

*896000

10200

885000

Нефтепродукты

100

100

-

800

800

-

900

900

-

ИТОГО
приборов

640141

10906

629235

1462100

13100

1442700

2102200

23900

2071000

Комплексные системы учета

  

140

  

  

4300

  

  

4400

  


          * с учетом замены выбывающим из эксплуатации

          Для учета тепловой энергии намечается применение сертифицированных Госстандартом Российской Федерации  счетчиков тепловой энергии с лопастными, турбинными, электромагнитными, ультразвуковыми, дифманометрическими и вихревыми преобразователями расхода.

          Предпочтение будет отдаваться приборам с максимальными межповерочными интервалами, что снижает трудоемкость и стоимость сервисного обслуживания.

          Для повышения технического уровня узлов учета и снижения трудоемкости и стоимости монтажных работ предполагается комплексная поставка приборов с необходимым укомплектованием узлов учета (теплосчетчики, шаровые запорные краны, фильтры-грязеуловители, ответные фланцы и др.), а также изготовлением монтажных деталей (переходники, отводы и т.д.) в специализированных мастерских.

          Для учета расхода воды на вводах в здания предусматривается применять в основном лопастные и турбинные водосчетчики, а на больших диаметрах условных проходов - электромагнитные, ультразвуковые, вихревые и дифманометрические приборы.

          Для учета потребления воды в квартирах будут устанавливаться лопастные приборы с местным отсчетом, а также датчики с импульсным выходом и выводом показаний на групповые приборы учета, устанавливаемые вне квартир (например, в щитах на лестничных площадках).

          Учет расхода газа на трубопроводах намечено производить с применением турбинных газовых счетчиков, а в жилищном секторе -  мембранных газовых счетчиков.

          Для учета отпуска нефтепродуктов будут применяться счетчики с турбинными преобразователями.

          Для учета электроэнергии предусматривается внедрение счетчиков нового поколения с классом точности 1,5, а также многотарифных счетчиков электроэнергии и системой предварительной оплаты.