В последние годы происходит активное формирование государственной системы управления энергосбережением на федеральном и региональном уровнях. Предпосылками для ее создания явились положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.95 г. № 472 “ Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года”, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам энергосбережения, федеральный закон “Об энергосбережении”, введенный в действие в апреле 1996 г., нормативно-правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в систему органов государственной власти входят органы власти Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне система государственного управления энергосбережением к настоящему времени фактически оформилась:
Минтопэнерго России выполняет функции государственного заказчика по разработке федеральных энергосберегающих программ и координации работ по их реализации;
Госстрой России отвечает за энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве, являющимся крупнейшим потребителем энергоресурсов в каждом регионе страны;
Миннауки России координирует организацию работ по созданию демонстрационных зон высокой энергетической эффективности и реализации демонстрационных энергосберегающих проектов.
В 1993 и в 1996 году были приняты подпрограммы “Энергосбережение России” в составе федеральной целевой программы “Топливо и энергия”.
В январе 1998 г. Правительство РФ приняло разработанную по поручению Правительства и под руководством Минтопэнерго России федеральную целевую программу “Энергосбережение России” (1998-2005 гг.). В этой программе субъектам Российской Федерации рекомендовано разработать и принять региональные программы энергосбережения, которые являются основой государственной системы управления энергопотреблением и повышением энергоэффективности на их территориях.
Система управления энергосбережением как показал анализ функционирования отдельных ее элементов на территории ряда субъектов Российской Федерации, должна отвечать требованиям, обеспечивающим:
-поэтапное достижение главной цели региональной программы энергосбережения - перевода экономики области на энергосберегающий путь развития;
-создание нормативно-правовой базы энергосбережения, основой которой является областной закон об энергосбережении;
-аккумулирование финансовых ресурсов, включая формирование государственной финансовой поддержки, для реализации программы энергосбережения;
-вовлечение в топливно-энергетический баланс местных энергетических ресурсов, включая природный газ неиспользуемых месторождений, нефтяной попутный газ, вторичные энергоресурсы, нетрадиционные возобновляемые источники энергии, бытовые горючие отходы и др. с целью вытеснения дефицитных и дорогих энергоресурсов, покупаемых на стороне;
-соблюдение балансов интересов производителей и потребителей топлива и энергии, экономической заинтересованности всех участников процесса энергосбережения;
-взаимодействие государственных структур региона - специального органа исполнительной власти, ответственного за энергосбережение на территории области - Агентства по энергосбережению, образованного по решению Правительства области, Региональной энергетической комиссии, территориальных органов Госэнергонадзора, Госстандарта и др., деятельность которых направлена на повышение эффективности использования топлива и энергии в регионе;
-привлечение к выполнению региональных энергосберегающих программ и проектов, к оснащению потребителей энергоресурсов приборами и системами учета и регулирования их расхода отечественных и зарубежных инвесторов на взаимовыгодных условиях;
-разработку и использование финансово- экономических механизмов реализации энергосберегающих программ и проектов, демонстрационных зон, объектов высокой энергоэффективности на территории области.
Система управления энергопотреблением и энергосбережением в регионе должна отвечать интересам Государства. Нормативно-правовые акты, принимаемые в регионе, не должны противоречить федеральным, но могут содержать иные нормы и требования, учитывая определенные местные условия.
Решение проблемы реального энергосбережения, предлагаемое в Губернаторской программе, непосредственным образом связано с выполнением важнейших функций органов государственной власти области в переходный период - осуществлением социального управления и экономического регулирования. Так, энергосбережение в бюджетной сфере ведет к экономии средств на топливо и энергообеспечение ее организаций. Высвободившиеся финансовые ресурсы могут быть направлены на решение в регионе социальных вопросов. Создание конкурентной среды, системы материального стимулирования и, в целом, экономическое регулирование процессов топливо- и энергообеспечения потребителей и использования ими энергоресурсов должны обеспечить снижение затрат на снабжение области топливом и энергией, стабилизации ее экономики.
Предлагаемая ниже комплексная система государственного управления энергосбережением в Саратовской области сочетает в себе элементы социального управления и экономического регулирования и направлена на решение насущных задач региона.