Финансирование настоящей программы энергосбережения предусматривается осуществлять с применением системы разнообразных механизмов привлечения средств из бюджетных и внебюджетных источников. Система включает широкий спектр финансовых инструментов и базируется на основополагающих принципах, обеспечивающих ее устойчивость к колебаниям рынка, открытость для различных инвесторов, непрерывность цикла инвестирования и доходность заимствованных средств, гарантирующую их возвратность.
Инвестирование энергосберегающих проектов будет осуществляться за счет:
- государственной финансовой поддержки;
- средств, привлекаемых за счет использования рыночных финансовых инструментов;
- собственных средств предприятий и организаций.
2.6.1. Государственная финансовая поддержка
Реализацию программы энергосбережения Саратовской области предусматривается осуществлять при государственной финансовой поддержке. Практика оказания такой поддержки отдельным исполнителям инвестиционных энергосберегающих проектов показала целесообразность использования такого механизма в качестве долевого участия и для финансирования настоящей программы. Такая поддержка энергосбережения широко используется в настоящее время в промышленно-развитых странах, необходимость которой вызвана недостатком чисто экономических и административных стимулов у потребителей энергии и связана со сложной общеэкономической ситуацией в стране. Государственная финансовая поддержка энергосбережения способствует привлечению кредитов и других инвестиционных ресурсов (целевые облигационные займы, вексельный кредит, паевые инвестиционные фонды, финансовый и технический лизинг и др.).
Государственная поддержка энергосбережения осуществляется в форме предоставления исполнителя проектов преимущественно на возвратной основе, на льготных условиях и на ограниченный срок, исходя из значимости и сроков окупаемости проектов.
Источниками таких средств являются:
- целевые средства федерального, областного и местных бюджетов, предусматриваемые в них отдельной строкой величина этих средств ограничена, по расчетам не превысит 10-15 млн.руб. в год. Выделение и использование этих средств демонстрирует заинтересованность государства в освоении конкретных технологий, нового оборудования, материалов, конструкций;
- консолидируемые Правительством области внебюджетные средства за счет учета в структуре тарифов на электро- и теплоэнергию и цен на природный газ для населения, экономически обоснованных затрат потребителей на энергосбережение. Величина этих средств может достичь 120-150 млн. руб. в год.
При этом суммарная величина средств государственной финансовой поддержки за период реализации программы составит 1,1 млрд.руб., или 48% от величины затрат на энергосбережение. На втором этапе, после 2000 года по мере усиления роли рыночных механизмов и стимулирования энергосбережения величина государственной поддержки будет сокращаться на втором этапе (2001-2005 г.г.) 35% от суммарной величины затрат.
На первом этапе реализации программы энергосбережения, когда консолидированные в указанном порядке средства поддержки энергосбережения еще не велики, а рыночные механизмы будут задействованы позже, Правительство области для поддержки региональной инвестиционной программы энергосбережения может предусмотреть целевое выделение уполномоченной акционерной компании материальных и других ресурсов, реализация которых не вовлечена в хозяйственный оборот региона. Часть вырученных средств должна направляться на финансирование энергосбережения, увеличивая долю государственной поддержки.
Наиболее существенной по объему должна быть государственная финансовая поддержка демонстрационным объектам и энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это вызвано острым дефицитом областного бюджета, более 40% которого используется на дотации жилищно-коммунального хозяйства.
2.6.2. Рыночные механизмы
Финансирование программы, и прежде всего инвестирование энергосберегающих проектов, будет осуществляться за счет внебюджетных средств, привлекаемых с применением следующих рыночных механизмов:
- выпуск целевых облигационных займов;
- товарно-энергетическое кредитование;
- банковское кредитование;
- создание паевого инвестиционного фонда;
- организация финансового лизинга.
Целевые облигационные займы
Важным источником кредитования энергосберегающих проектов на возвратной основе является выпуск областных целевых облигационных займов, обеспеченных поддержкой области. Суть поддержки заключается в том, что облигации займов могут быть обменены на налоговые освобождения (в части налогов, зачисляемых в бюджет области) по аналогии с государственными налоговыми освобождениями.
В период 1998-2005 годов в целях привлечения средств для финансирования программы предусматривается выпуск региональных целевых облигационных займов.
Вырученные от размещения облигаций средства порядка 90-100 млн.руб. позволят осуществить ряд первоочередных энергосберегающих проектов.