Недействующий

Об утверждении Губернаторской программы энергосбережения в Саратовской области на 1998-2005 годы и Основных положений государственной системы управления энергосбережением в Саратовской области (утратил силу на основании постановления Правительства...)

2.5. Нормативно-правовое обеспечение программы

2.5.1. Нормативно-правовое обеспечение программы


          Основой нормативно-правового обеспечения Губернаторской программы энергосбережения являются федеральный закон “Об энергосбережении”, областной закон “Об энергосбережении”, принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и Саратовской области по вопросам энергосбережения, а также в соответствии с договором по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Саратовской области.

          Положения областного закона об энергосбережении и другие нормативно-правовые акты, принимаемые в области, направлены на создание необходимых условий для эффективного использования энергетических ресурсов с целью улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности населения, повышения конкурентоспособности производимой продукции (работ, услуг), снижения связанной с энергообеспечением финансовой нагрузки на областной и местные бюджеты, улучшения экологической обстановки в регионе.

          Областной закон “Об энергосбережении” формулирует основные принципы государственной политики энергосбережения на территории области, пути выполнения областных энергосберегающих программ. В законе предусмотрено создание системы управления энергосбережением, позволяющей обеспечить достижение цели этих программ - перевод экономики области на энергосберегающий путь развития и улучшение на этой основе жизнедеятельности людей - и решение основных задач в сфере энергосбережения в перспективе.

          В областном законе “Об энергосбережении” определены основные функции органов управления энергосбережением Саратовской области в сфере энергопотребления и энергосбережения.

          Названный закон формирует финансово-экономические механизмы энергосбережения, обеспечивающие привлечение необходимых финансовых ресурсов для выполнения инвестиционных проектов в составе областных энергосберегающих программ преимущественно из внебюджетных источников, стимулирующие потребителей и производителей энергетических ресурсов путем предоставления определенных льгот, ценового (тарифного) и режимного регулирования.

          Особое внимание в областном законе “Об энергосбережении” уделено стимулированию энергосбережения в бюджетной сфере с целью сокращения бюджетных средств на топливо- и энергообеспечение.

          Первоочередные нормативно-правовые акты, развивая и конкретизируя положения областного закона “Об энергосбережении”, должны обеспечить решение предусмотренных областной (Губернаторской) программой энергосбережения конкретных вопросов, в том числе таких, как:

          -     развитие нормативно-правовой базы энергосбережения, действующей на территории Саратовской области;

          -     установление порядка обязательного использования наряду с привозными энергетическими ресурсами местных видов топлива, возобновляемых источников энергии, вторичных энергоресурсов предприятий и организаций, а также всех видов горючих отходов;

          -     вовлечение в топливно-энергетический баланс области расположенных на ее территории неиспользуемых месторождений природного газа, не отнесенных к объектам федерального значения, либо к федеральному фонду резервных газовых месторождений;

          -     использование запасов горючих сланцев, расположенных на территории области;

          -     установление порядка консолидации и использования внебюджетных средств для энергосбережения, формируемых в соответствии с требованиями ст.14 Федерального закона “Об энергосбережении” и областного закона “Об энергосбережении”;

          -     определение условий стимулирования предприятий и организаций бюджетной и муниципальной сферы за экономию бюджетных средств, предусмотренных для оплаты энергоресурсов;

          -     установление порядка проведения обязательных энергетических обследований  предприятий и организаций с годовым потреблением не менее 3 тыс.т.у.т. или 500 тыс.тонн моторного топлива;

          -     проведение экспертизы инвестиционных энергосберегающих проектов, включенных в состав областной (Губернаторской) программы, объектов нового строительства и реконструкции действующих крупных энергопотребляющих объектов;

          -     принятие решений о размещении на территории области объектов по производству (добыче) транспортировке, хранении, переработке энергетических ресурсов, а также новых объектов строительства, потребляющих более 3 тыс.т.у.т. в год или 500 тыс.тонн моторного топлива;

          -     проведение в пределах полномочий субъекта Российской Федерации ценовой (тарифной) налоговой и бюджетной политики в сфере энергопотребления и энергосбережения;

          -     обеспечение поддержки финансирования проектов и мероприятий областной (Губернаторской) программы энергосбережения за счет средств областного бюджета, включая финансирование оснащения приборами учета объектов бюджетной сферы и проведения на этих объектах обязательного энергетического обследования;

          -     государственная финансовая поддержка создаваемым демонстрационным проектам, сооружаемым в составе демонстрационных зон высокой энергетической эффективности на территории области;

          -     привлечение к финансированию энергосбережения объектов бюджетной сферы по согласованию с органами местного самоуправления средств местных бюджетов;

          -     установление при необходимости на объектах бюджетной сферы специального режима энергообеспечения.

          Предусматривается, что уже на первом этапе реализации данной программы нормативно-правовая база энергосбережения в Саратовской области будет в основном сформирована.

2.5.2. Стандартизация энергопотребления и сертификация оборудования


          Реализация Губернаторской программы энергосбережения (в части стандартизации и сертификации) возложена Правительством области на специальный орган исполнительной власти, ответственный за энергосбережение, который действует совместно с территориальными органами Госстандарта России и Госэнергонадзора Минтопэнерго России.

          Этот орган является заказчиком разработок показателей энергетической эффективности в составе действующих ГОСТов и СНиПов в случае их отсутствия. Статус этих показателей является рекомендательным. Они используются для выполнения прогнозов развития энергопотребления, обоснования энергетических оценок при подготовке технико-экономических показателей объектов строительства и реконструкции, рекламы производимой на территории области промышленной и строительной продукции, при разработке энергосберегающих программ и проектов, мероприятий по результатам проводимых в соответствии с существующим законодательством энергетических обследований предприятий и организаций области.

          Финансирование затрат на создание эффективно действующей в области системы стандартизации энергопотребления в регионе осуществляется за счет областного бюджета и специально консолидируемых в соответствии с действующим законодательством и настоящим законом внебюджетных средств.

          Эта система явится преградой производству на территории области энергетически малоэффективного оборудования, причем показатели энергопотребления в обязательном порядке должны включаться в технические паспорта и нормативную документацию на все виды производимой продукции и сооружаемые (реконструируемые) объекты. Производимое электробытовое оборудование должно иметь в обязательном порядке специальную маркировку с указанием соответствия энергопотребления этого оборудования требованиям показателей государственных (областных) стандартов.