Недействующий

Об утверждении Губернаторской программы энергосбережения в Саратовской области на 1998-2005 годы и Основных положений государственной системы управления энергосбережением в Саратовской области (утратил силу на основании постановления Правительства...)


1. Введение. Цели и задачи программы


          В Саратовской области как и в России в целом сохраняются негативные тенденции при использовании топлива и энергии. Положение усугубляется тем, что происшедший в последние годы спад производства во многих отраслях материального производства мало отразился на объемах потребления топлива и энергии.

          В Саратовской области в 1991-1995 годах электроемкость промышленной продукции в регионе увеличилась на 53%, теплоемкость - на 20%, топливоемкость - на 35%, а в целом энергоемкость возросла на 35,5%.

          Выработка электроэнергии энергосистемой сократилась с 31,4 млрд.кВт.ч. в 1992 году до 26,9 млрд.кВт.ч. в 1997 году (таблица 14).

          За период с 1990 года доля энергетической и топливной составляющей в себестоимости промышленной продукции области выросла в химической и нефтехимической промышленности в 1,5 раза, в топливной - в 4,6 раза, в машиностроении - в 5,8 раза.

          Недооценка важности и безотлагательности решения назревших проблем энергосбережения стала одной из причин снижения надежности энергоснабжения региона, повлекла ослабление конкурентоспособности продукции и услуг предприятий, а также обострения ряда социально-экономических проблем. На повышение эффективности энергоиспользования негативное влияние оказывают повсеместно допускаемые значительные непроизводительные потери энергоресурсов, расточительность и бесхозяйственность в их расходовании, плохо налаженный учет и контроль за использованием топлива и энергии.

          Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена также несовершенством, а порой и отсутствием необходимых нормативно-правовых, финансово-экономических механизмов, а также недостаточным и не комплексным их применением.

          Целью данной программы является ускорение перевода экономики области на энергосберегающий путь развития, принятие мер по реализации политики энергосбережения на территории Саратовской области в период до 2005 года с учетом меняющихся экономических условий в стране.

          Основными задачами программы являются:

          -     достижение согласованности интересов федеральных и областных органов власти, предприятий ТЭК региона и потребителями энергоресурсов в отношении развития региональной системы “Экономика-энергетика-среда обитания”;

          -     четкое разделение ведения, прав и ответственности федеральных, областных и местных органов власти в решении задач управления энергетикой и рациональным использованием энергоресурсов;

          -     обеспечение максимально эффективного использования местных и поставляемых извне в область энергетических ресурсов на основе межрегиональной кооперации.

          В программе сформированы конкретные направления  реализации энергросберегающей политики, механизмы финансирования инвестиционной программы, меры по стимулированию потребителей и производителей энергоресурсов в Саратовской области. Программа призвана стать комплексным инструментом проведения в жизнь энергетической политики в регионе и решения ключевых проблем энергосбережения в указанный период.

          Осуществление данной программы позволит снизить нагрузку на объекты топливно-энергетического комплекса области и облегчить решение социальных проблем. Высвобождающиеся за счет реализации энергосберегающих проектов объемы тепловой и электрической энергии, природного газа, мазута, моторного топлива в ближайший период предусматривается направить на повышение надежности энергообеспечения в жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве, что создаст условия для существенного улучшения условий жизни населения. Организация производства новой энергосберегающей техники в регионе, использование наукоемких технологий повлечет создание дополнительных рабочих мест. Обеспечение потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоносителей одновременно с реализацией энергосбережения в коммунально-бытовом секторе позволит сократить потребность в энергоресурсах, уменьшить на 25-40% потребность бюджетных организаций в средствах на топливоэнергообеспечение, а также снизить тарифы на электро- и теплоэнергию, цены на природный газ для населения.

          Для достижения целей региональной энергетической политики областными и муниципальными органами управления энергетическим хозяйством области предусматривается в рамках действующего законодательства и областного закона об энергосбережении Саратовской области обеспечить:

          -     создание необходимой нормативно-правовой базы энергосбережения;

          -     реализацию настоящей Губернаторской программы энергосбережения;

          -     проведение активной энергосберегающей политики, формирование внебюджетных средств государственной финансовой поддержки, организация системы управления энергосбережением;

          -     оснащение потребителей приборами и системами учета энергоресурсов;

          -     создание областного рынка энергоресурсов и конкурентной среды за счет поддержки “малой” энергетики, вовлечение местных, используемых топливных ресурсов и нетрадиционных источников энергии;

          -     проведение гибкой политики в области налогообложения и стимулирования производителей и потребителей в рачительном расходовании энергоресурсов;

          -     государственное регулирование тарифов на электроэнергию и тепло, цен на природный газ для населения области;

          -     лицензирование строительства новых и расширение действующих объектов ТЭК;

          -     создание эффективно действующей системы контроля за эффективностью использования энергетических ресурсов.

          Для реализации энергосберегающей стратегии на территории Саратовской области необходимо принять настоящую Губернаторскую программу энергосбережения, разработанную на период 1998-2005 годы Министерством топлива и энергетики области и Региональной энергетической комиссии с участием ведущих ученых и специалистов предприятий, научных и проектных организаций, а также Государственного межрегионального Центра энергосбережения Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.

          В интересах решения указанных задач предусматривается осуществить координацию деятельности органов государственной власти области с соседними регионами, Минтопэнерго России, а также другими федеральными органами исполнительной власти, обеспечивая при этом непосредственно:

          -     комплексное экологически безопасное и социально ориентированное экономическое развитие области и повышение жизненного уровня населения;

          -     оптимизацию объемов производства топлива, энергии и поставок газа, угля, нефти и нефтепродуктов;

          -     комплексное осуществление мер по повышению эффективности использования топлива и энергии;