Разработка положений Губернаторской программы энергосбережения на основе комплексного системного подхода к определению важнейших ее показателей на среднесрочную перспективу позволяет оценить экономическую, социальную и экологическую эффективность вкладываемых в энергосбережение средств.
Суммарные затраты на реализацию настоящей программы составляют по всем источникам финансирования 2300 млн.руб. Для выполнения предусмотренных в программе инвестиционных энергосберегающих проектов требуется 1950 млн.руб., для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 150 млн.руб. Стоимость сэкономленных за 1998-2005 г.г. энергоресурсов оценивается в 13 млрд.руб. Таким образом суммарные затраты на реализацию программы будут превышены в течении всего периода более чем в 5 раз.
С учетом концепции социально-экономического развития Саратовской области в 1998-2005 г.г. определена структура суммарной потребности в финансовых ресурсах для реализации программы. Средства федерального, областного и местных бюджетов занимают 3,5% (80 млн.руб.), внебюджетные консолидированные средства - 44,3% (1,02 млрд.руб.), собственные средства предприятий и организаций - 17,8% (410 млн.руб.), товарно-энергетический кредит - 10,9% (250 млн.руб.), кредиты российских и зарубежных банков - 12,2% (280 млн.руб.), средства от использования новых рыночных механизмов - 11,3% (260 млн.руб.). Таким образом, государственная финансовая поддержка, объединяющая бюджетные ассигнования и внебюджетные консолидированные средства, составляет за весь период реализации программы 47,8% (1,1 млрд.руб.) от величины необходимых затрат на ее выполнение.
При реализации программы в полном объеме будет обеспечен суммарный прирост экономии энергоресурсов в 2005 году по сравнению с 1997 годом в размере 3,5 млн.т.у.т. При этом общая экономия энергоресурсов за период 1998-2005 г.г. составит 11,75 млн.т.у.т. Таким образом, один год из восьми Саратовская область будет работать за счет сэкономленных в результате выполнения Губернаторской программы энергосбережения топливно-энергетических ресурсов. Сопоставление стоимости приобретаемых топливно-энергетических ресурсов и затрат на получение экономии 1 т.у.т. свидетельствует о высокой экономической эффективности инвестиционных энергосберегающих проектов, включаемых в состав программы. Период от начала реализации проектов до полной окупаемости затрат на их реализацию не превышает, как правило, 2,5 года при длительности инвестиционного цикла в один год.
В результате осуществления предусмотренного программой комплекса мер по энергосбережению потребность области в топливно-энергетических ресурсах (в расчете на современные уровни развития экономики и энергообеспечения населения) может быть снижена в 2005 году по отношению к 1997 году на 27%.
В 1997 году впервые за последние годы валовой внутренний продукт в Саратовской области возрос на 3%. Очевидно, что с подъемом экономики области и улучшением жизнедеятельности населения относительное снижение потребности в топливе и энергии, достигаемое в результате энергосбережения, будет способствовать прежде всего сдерживанию закупок энергоресурсов извне, которые являются, как правило, более дорогими по сравнению с местными. С учетом этого и ожидаемых структурных изменений в отраслях экономики, а также снижения материалоемкости продукции и прямых непроизводительных потерь топлива и энергии потребность области в топливно-энергетических ресурсах снизится в 2005 году по сравнению с 1997 годом на 16-18%. Энергоемкость ВВП области сократится за рассматриваемый период на 14,1%.
Уже на первом этапе реализации программы (1998-2000 г.г.) без новых производственных мощностей в отраслях топливно-энергетического комплекса будут созданы за счет энергосбережения необходимые условия для надежного энергообеспечения всех потребителей области и экономического роста ее экономики.
В последующие годы (2001-2005 г.г.) по мере укрепления экономики предприятий, организаций и области в целом в реализацию программы будет вложено 78% суммарных затрат. Это позволит осуществлять капиталоемкие, комплексные инвестиционные проекты с получением не только большого экономического эффекта, но и значительных социальных и экологических результатов.
Социальная направленность Губернаторской программы проявляется прежде всего в полном обеспечении населения области топливом и энергией (начиная уже с 1999-2000 г.г.), в создании 1,5-2 тысяч новых рабочих мест по производству энергосберегающего оборудования, приборов, материалов и конструкций, в повышении в 2005 году по отношению к 1997 году электрификации быта на 25-30%, в дальнейшем развитии городского электрифицированного транспорта.
Выполнение программы и Губернаторской программы газификации будет способствовать улучшению бытовых условий населения и экологической обстановки на территории области.
Из общей стоимости сэкономленных за 1998-2005 г.г. топливно-энергетических ресурсов (13 млрд.руб.) около половины будет направлено на решение социальных вопросов, в т.ч. на полное или частичное возмещение затрат населения по утеплению жилья, оснащению милого фонда приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов.
Особое значение имеет освоение местных топливных ресурсов (нефтяного попутного газа, неиспользуемых месторождений природного газа, запасов горючих сланцев), а также вторичных энергоресурсов и нетрадиционных возобновляемых источников. Это позволит не только уменьшить зависимость области от внешних поставщиков топлива и энергии, но и лучше использовать местные трудовые ресурсы, создать 1,5-2 тыс. рабочих мест, увеличить в отдельных районах на 15-20% поступления средств в областной и местные бюджеты.
В результате выполнения программных мероприятий по энергосбережению ассигнование на топливо- и энергообеспечение организаций бюджетной сферы будут сокращены на 500 млн.руб. Сэкономленные бюджетные средства будут направлены на дополнительное решение социальных задач и стимулирование предприятий.
Тарифы на электро- и теплоэнергию и цены на природный газ для населения снизятся к 2005 году в результате энергосбережения на 10-11%. Это позволит снизить нагрузку на население области при осуществлении жилищно-коммунальной реформы.
Предусмотренное Губернаторской программой снижение потребности экономики области в энергоресурсах на 16-18% за 1998-2005 г.г. приведет к улучшению экологической обстановки не только на территории Саратовской области, но и в регионе, особенно в низовьях Волги, поскольку будет сокращена потребность в водопотреблении на 35-40 млн.куб.м. Величина предотвращенных сбросов сточных вод составит около 5%, вредных выбросов в атмосферу - порядка 5% и твердых отходов - примерно 4% от их общего объема.
Затраты на проведение природоохранных мероприятий в результате энергосбережения сократятся за период 1998-2005 г.г. на 7-9%, или на 360 млн. руб., выбросы в атмосферу уменьшатся на 420-430 тыс. тонн.