САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 16.07.2003 г. № 14-510
Об областной целевой программе
«Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области» на 2004-2010 годы
(с изменениями на 21 сентября 2005 года)
___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723.
_______________________________________________________________
Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить областную целевую программу «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области» на 2004-2010 годы (прилагается).
Председатель
Саратовской областной Думы
С.А.Шувалов
Секретарь
Саратовской областной Думы
В.В.Мальцев
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 16.07.2003 г. № 14-510
Саратов, 2003
Наименование Программы | - областная целевая программа «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004 - 2010 годы» (далее - Программа) |
Государственные заказчики Программы | - Правительство области, комитет по строительству и стройиндустрии области |
Основные разработчики Программы | - Главное управление архитектуры и градостроительства комитета по строительству и стройиндустрии области, Саратовский Академический научно-творческий центр |
Цель Программы | - улучшение условий проживания населения и устойчивого территориального развития Саратовской области посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды |
Задача Программы | - разработка документов по территориальному планированию Саратовской области на 2004 - 2010 годы (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию) |
Сроки реализации Программы | 2004 - 2010 годы |
Исполнители основных мероприятий | - комитет по строительству и стройиндустрии области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, органы местного самоуправления (по согласованию), исполнителей областной Программы определяет государственный заказчик на конкурсной основе (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию) |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы составит 125,0 млн. руб. за счёт средств областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - создание: научно-методических основ и экономических обоснований для систем стратегического планирования развития области; комплекта документов территориального планирования, обеспечивающих устойчивое развитие территорий Саратовской области (абзац в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию) |
Качество жизни населения определяется уровнем удовлетворения основных духовных и материальных потребностей человека, среди которых одной из главных является достойная среда обитания (необходимые условия для труда, быта и отдыха человека), формировать которую призвано градостроительство.
Города и системы расселения области концентрируют в себе весь ее огромный социальный и производственный потенциал, определяют решающие условия для её экономического и духовного прорыва в XXI век.
Из общей численности населения области 2721 тыс. человек в городах и поселках городского типа проживают 1991, 2 тыс. человек, или 74 процента, в сельских поселениях - 729,8 тыс. человек, или 26 процентов населения.
В городах и крупных поселках сосредоточена основная часть производительных сил области, являющаяся, в свою очередь, градообразующей базой. Города являются главными потребителями энерго-, био- и техноресурсов, главными полигонами внедрения ресурсосберегающих технологий, инвестиционно-строительной и финансовой активности.
Осмысление происходящих процессов, их анализ и оценка являются отправной точкой разработки документов территориального планирования (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
В настоящее время лишь 10 процентов муниципальных образований области обеспечены относительно современными документами территориального планирования. Документы территориального планирования области были разработаны в 80-х годах прошлого столетия и не корректировались.
На передний план сегодня выходят вопросы территориального планирования муниципальных образований области. Без разработки документов территориального планирования области эти вопросы не решить.
Разработка документов территориального планирования позволит получить ответы на важнейшие вопросы:
как будет складываться реальное расселение в каждом муниципальном образовании;
какие поселения будут и далее развиваться, а какие исчезнут;
какие объемно-планировочные и инженерно-технические решения рекомендуется применять в застройке населенных пунктов с учетом местной специфики.";
в части девятой слово "района" заменить словами "муниципального образования.
(части 6-8 в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
Без учета ответов на эти вопросы невозможно выбрать оптимальный вариант устойчивого развития того или иного района. Сейчас же необходимо прежде всего определить политику градостроительства в целом.
Важнейшей особенностью Саратовской области в настоящее время является ее резко изменившееся геополитическое положение. В силу происшедших за последние годы изменений область стала пограничной, местом пересечения важнейших транспортных коридоров: север - юг, запад - восток.
Высокий научно-технический и производственный потенциал, сформировавшаяся сложная система расселения и структура поселений, исключительные природные, историко-культурные ценности и сложные экологические условия области требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне областной целевой программы.
В настоящее время область не имеет документов территориального планирования, учитывающих изменения в экономической и политической жизни государства, в связи с чем часто не учитываются важнейшие факторы, среди которых - появление новых форм собственности, многоукладного землепользования, возникновение рыночной стоимости на земельные участки, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документами территориального планирования должны быть обеспечены все субъекты Российской Федерации и муниципальные районы до 2006 года, а поселения и городские округа - до 2008 года (часть в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
Отсутствие в области документов территориального планирования муниципальных образований приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным условиям. Практика показывает, что отсутствие документов территориального планирования дает возможность волевым путем вторгаться в сложившуюся среду, пренебрегая интересами поселения, его жителей, ущемляя права граждан (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
Главными причинами, препятствующими обновлению документов территориального планирования, являются отсутствие долгосрочных программ развития территорий и недостаточное, а иногда и полное отсутствие финансирования их разработки (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
Основными аспектами, рассматриваемыми документами территориального планирования, являются:
направление развития и совершенствования систем расселения и миграционных процессов: федеральных, региональных, местных - и их взаимодействия между собой;
приоритетные направления развития инженерной, транспортной, социальной и производственной инфраструктур;
предложения по формированию зон различного функционального назначения.
(часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
Отсутствие комплексного освоения и застройки территорий районов области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в области.
Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Критическое положение усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также решении земельных отношений без учета закономерностей территориально - пространственного развития области. Территориально-пространственный подход позволяет согласовать мероприятия различных ведомственных программ по содержанию и срокам реализации, сократив потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В то же время в составе всех документов территориального планирования обязательно присутствует раздел «Социально-экономическое развитие» (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
В сложившихся условиях представляется необходимым осуществить одновременные действия по:
становлению планирования развития области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования;
созданию документов территориального планирования градостроительных регламентов.
(часть в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
Осуществление этих действий требует координации деятельности органов государственной власти области в сфере градостроительной деятельности, земельных отношений и инвестиционной политики, что возможно только программно-целевыми методами в рамках областной целевой программы (часть в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
Основная цель Программы - улучшение условий проживания населения и устойчивого территориального развития области посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды.
Задачей настоящей Программы является разработка документов по территориальному планированию области (часть в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
Для достижения поставленной задачи необходимо решение следующих вопросов:
обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
(часть в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).
Мероприятия Программы должны быть реализованы в течение 2004-2010 годов.
N п/п | Наименование мероприятия | Срок | Стоимость (млн.руб.) | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Обновление карт и планов населенных пунктов области, не имеющих или имеющих устаревшие топографические материалы, приобретение материалов космической съемки территории области | 2005 год | 6,3 | министерство |
2. | Разработка схемы территориального планирования области, плана реализации схемы территориального планирования области, документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства областного значения | 2004 год | 20,3 | комитет по строительству и |
3. | Совместная подготовка проектов документов территориального планирования Правительством области и органами местного самоуправления (по согласованию) | 2006 год | 2,5 | органы |
4. | Разработка региональных нормативов градостроительного проектирования и иной документации в сфере градостроительства | 2005 год | 0,7 | министерство |
5. | Ведение градостроительного кадастра Саратовской области, в том числе программное обеспечение, приобретение технических средств программное обеспечение, приобретение технических средств программное обеспечение, приобретение технических средств | 2004 год | 5,2 | комитет по |
6. | Разработка схем территориального планирования зон с особыми условиями использования территории | 2006 год | - | министерство |