Недействующий


САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 16.07.2003 г. № 14-510


Об областной целевой программе
 «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области» на 2004-2010 годы

(с изменениями на 21 сентября 2005 года)

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723.

_______________________________________________________________

      Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области» на 2004-2010 годы (прилагается).

Председатель
 Саратовской областной Думы
 С.А.Шувалов


Секретарь
 Саратовской областной Думы
 В.В.Мальцев



  Приложение
 к постановлению
     Саратовской областной Думы
     от 16.07.2003 г. № 14-510

                                                               

Областная целевая программа
«Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области»
на 2004 - 2010 годы

(с изменениями на 21 сентября 2005 года)

    

Саратов, 2003

   
Паспорт
областной целевой программы
«Градостроительное планирование развития территорий и  поселений Саратовской области» на 2004 - 2010 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004 - 2010 годы» (далее - Программа)

Государственные заказчики Программы

- Правительство области, комитет по строительству и стройиндустрии области

Основные разработчики Программы

- Главное управление архитектуры и  градостроительства комитета по строительству и стройиндустрии области, Саратовский Академический научно-творческий центр

Цель Программы

- улучшение условий проживания населения и устойчивого территориального развития Саратовской области посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их  инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды

Задача Программы

- разработка документов по территориальному планированию Саратовской  области на 2004 - 2010 годы

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию)

Сроки  реализации Программы

2004 - 2010 годы

Исполнители основных мероприятий

- комитет по строительству и стройиндустрии области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, органы местного самоуправления (по согласованию), исполнителей областной Программы определяет государственный заказчик на конкурсной основе

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы составит 125,0 млн. руб. за счёт средств областного бюджета

Ожидаемые конечные результаты Программы

- создание:

научно-методических основ и экономических обоснований для систем стратегического планирования развития   области;

комплекта документов территориального планирования, обеспечивающих устойчивое развитие территорий Саратовской области (абзац в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию)


Введение


Качество жизни населения определяется уровнем удовлетворения основных духовных и материальных потребностей человека, среди которых одной из главных является достойная среда обитания (необходимые условия для труда, быта и отдыха человека), формировать которую призвано градостроительство.

Города и системы расселения области концентрируют в себе весь ее огромный социальный и производственный потенциал, определяют решающие условия для её экономического и духовного прорыва в XXI век.

Из общей численности населения области 2721 тыс. человек в городах и поселках городского типа проживают 1991, 2 тыс. человек, или 74 процента, в сельских поселениях - 729,8 тыс. человек, или 26 процентов населения.

В городах и крупных поселках сосредоточена основная часть производительных сил области, являющаяся, в свою очередь, градообразующей базой. Города являются главными потребителями энерго-, био- и техноресурсов, главными полигонами внедрения ресурсосберегающих технологий, инвестиционно-строительной и финансовой активности.

Осмысление происходящих процессов, их анализ и оценка являются отправной точкой разработки документов территориального планирования (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

В настоящее время лишь 10 процентов муниципальных образований области обеспечены относительно современными документами территориального планирования. Документы территориального планирования области были разработаны в 80-х годах прошлого столетия и не корректировались.

На передний план сегодня выходят вопросы территориального планирования муниципальных образований области. Без разработки документов территориального планирования области эти вопросы не решить.

Разработка документов территориального планирования позволит получить ответы на важнейшие вопросы:

как будет складываться реальное расселение в каждом муниципальном образовании;

какие поселения будут и далее развиваться, а какие исчезнут;

какие объемно-планировочные и инженерно-технические решения рекомендуется применять в застройке населенных пунктов с учетом местной специфики.";

в  части девятой слово "района" заменить словами "муниципального образования.

(части 6-8 в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

Без учета ответов на эти вопросы невозможно выбрать оптимальный вариант устойчивого развития того или иного района. Сейчас же необходимо прежде всего определить политику градостроительства в целом.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

          Важнейшей особенностью Саратовской области в настоящее время является ее резко изменившееся геополитическое положение. В силу происшедших за последние годы изменений область стала пограничной, местом пересечения важнейших   транспортных коридоров: север - юг, запад - восток.

          Высокий научно-технический и производственный потенциал, сформировавшаяся сложная система расселения и структура поселений, исключительные природные, историко-культурные ценности и сложные экологические условия области требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне областной целевой программы.

          В настоящее время область не имеет документов территориального планирования, учитывающих изменения в экономической и политической жизни государства, в связи с чем часто не учитываются важнейшие факторы, среди которых -  появление новых форм собственности, многоукладного землепользования, возникновение рыночной стоимости на земельные участки, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

          В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документами территориального планирования должны быть обеспечены все субъекты Российской Федерации и муниципальные районы до 2006 года, а поселения и городские округа - до 2008 года (часть в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

          Отсутствие в области документов территориального планирования муниципальных образований приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным  условиям. Практика показывает, что отсутствие документов территориального планирования дает возможность волевым путем вторгаться в сложившуюся среду, пренебрегая интересами поселения, его жителей, ущемляя права граждан (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

          Главными причинами, препятствующими обновлению документов территориального планирования, являются отсутствие долгосрочных программ развития территорий и недостаточное, а иногда и полное отсутствие финансирования их разработки (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

          Основными аспектами, рассматриваемыми документами территориального планирования, являются:

          направление развития и совершенствования систем расселения и миграционных процессов:  федеральных, региональных, местных - и их взаимодействия между собой;

          приоритетные направления развития инженерной, транспортной, социальной и производственной инфраструктур;

          предложения по формированию зон различного функционального назначения.

(часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

          Отсутствие комплексного освоения и застройки территорий районов области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в области.

         Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

          Критическое положение усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также решении земельных отношений без учета закономерностей территориально - пространственного развития области. Территориально-пространственный подход позволяет согласовать мероприятия различных ведомственных программ по содержанию и срокам реализации, сократив потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В то же время в составе всех документов территориального планирования обязательно присутствует раздел «Социально-экономическое развитие» (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

В сложившихся условиях представляется необходимым осуществить одновременные действия по:

становлению планирования развития области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования;

созданию документов территориального планирования градостроительных регламентов.

(часть в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

          Осуществление этих действий требует координации деятельности органов государственной власти области в сфере градостроительной деятельности, земельных отношений и инвестиционной политики, что возможно только программно-целевыми методами в рамках областной целевой программы (часть в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

2. Основные цель и задача  Программы

Основная цель Программы - улучшение условий проживания населения и устойчивого территориального развития области посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды.

          Задачей настоящей Программы является разработка документов по территориальному планированию области  (часть в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

          Для достижения поставленной задачи необходимо решение следующих вопросов:

обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

(часть в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию).

3. Сроки реализации Программы


          Мероприятия Программы должны быть реализованы в течение 2004-2010 годов.

4. Система мероприятий Программы
(раздел в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы
от 21.09.2005 N 43-1723, см. предыдущую редакцию)

N п/п

Наименование мероприятия

Срок
исполнения

Стоимость (млн.руб.)

Ответственные
исполнители

1

                   2

3

4

5

1.






Обновление карт и планов населенных пунктов области, не имеющих или имеющих устаревшие топографические материалы, приобретение материалов космической съемки территории области
Всего

2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год

6,3
6,0
5,0
5,5
5,5
7,0
35,3

министерство
строительства и
жилищно-
коммунального
хозяйства области

2.

Разработка схемы территориального планирования области, плана реализации схемы территориального планирования области, документации по планировке территории  для  размещения объектов капитального строительства областного значения
Всего

2004 год
2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
20 10 год

20,3
7,0
6,0
5,0
5,0
5,5
6,0
54,8

комитет по строительству и
стройиндустрии
области,
министерство
строительства и
жилищно-
коммунального
хозяйства области

3.

Совместная подготовка проектов документов территориального планирования Правительством области и органами местного самоуправления (по согласованию)
Всего

2006 год
2007 год
2008 год

2,5
2,0
3,0
7,5

органы
исполнительной
власти области,
органы местного
самоуправления
(по согласованию)

4.

Разработка региональных нормативов градостроительного проектирования      и иной документации в       сфере градостроительства


Всего

2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
20 10 год

0,7
-
1,0
1,0
1,0
2,0
5,7

министерство
строительства и
жилищно-
коммунального
хозяйства области

5.






Ведение градостроительного кадастра Саратовской области, в том числе

программное обеспечение,

приобретение технических средств

программное обеспечение,

приобретение технических средств

программное обеспечение,

приобретение технических средств
  
Всего


2004 год




2005 год


2006 год

5,2

1,5
3,7

1,0
0,3

0,7
0,5

0,15
0,35
6,7

комитет по
строительству и
стройиндустрии
области,
министерство
строительства и
жилищно-
коммунального
хозяйства области

6.




Разработка схем территориального планирования зон с особыми условиями использования территории


Всего

2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
20 10 год

-
3,0
1,0
4,0
7,0
15,0

министерство
строительства и
жилищно-
коммунального
хозяйства области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»