САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 27.12.2002 г. № 5-164
Об областной целевой программе
«Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы
(с изменениями на 6 октября 2004 года)
_____________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 28.12.2005 N 48-1951
_____________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-907,
постановлением Саратовской областной Думы от 06.10.2004 N 27-1141.
_______________________________________________________________
В целях обеспечения жильем молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить областную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять аналогичные муниципальные целевые программы по обеспечению жильем молодых семей.
Председатель
Саратовской областной Думы
С.А.Шувалов
Секретарь
Саратовской областной Думы
В.В.Мальцев
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 27.12.2002 г. № 5-164
Областная целевая программа
«Обеспечение жильем молодых семей»
на 2003-2010 годы
(с изменениями на 24 марта 2004 года)
Саратов, 2002
Наименование Программы | - областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003 -2010 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | -министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
Основные разработчики Программы | - министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области (по согласованию) |
Цель и задачи Программы | Основная цель Программы - обеспечение жильем молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основные задачи Программы: нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей; разработка и внедрение финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для молодых семей |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2003- 2010 годы: первый этап (2003-2004 годы) - разработка правовой, финансовой и организационной базы государственной поддержки молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, отработка механизмов предоставления субсидий и кредитов на строительство (приобретение) жилья; второй этап (2005-2010 годы) - совершенствование методологической и нормативной базы обеспечения жильем молодых семей, широкомасштабное внедрение механизмов реализации Программы |
Исполнители Программы | - министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, министерство образования области, министерство информации и печати области, министерство здравоохранения области, министерство труда и социального развития области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы | - объем финансирования мероприятий Программы составляет 8,369 млрд. рублей, из них: 2,687 млрд. рублей - бюджетные средства; 5,682 млрд. рублей - внебюджетные источники |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - обеспечение жильем более 20 тысяч молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; строительство современного жилищного фонда общей площадью 795 тыс. кв. м |
В Саратовской области по состоянию на 1 января 2002 года проживает более 90 тыс. молодых семей, из которых более 10 процентов нуждаются в улучшении жилищных условий.
В 2001 году было заключено 16767 браков, расторгнуто - 12693, родилось 22346 детей. Ежегодно число молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, увеличивается на 4,5 процента. Если не принимать мер по решению жилищного вопроса молодых семей, то прогноз числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2010 году составит более 44 тысяч семей.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний состав семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в области необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Основная цель Программы - обеспечение жильем молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основные задачи Программы:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей;
разработка и внедрение финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для молодых семей.
Программа обеспечения жильем молодых семей в области рассчитана на период с 2003 года по 2010 год.
Реализацию Программы планируется провести в два этапа:
первый этап (2003-2004 годы) - разработка правовой, финансовой и организационной базы государственной поддержки молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, отработка механизмов предоставления субсидий и кредитов на строительство (приобретение) жилья;
второй этап (2005-2010 годы) - совершенствование методологической и нормативной базы обеспечения жильем молодых семей, широкомасштабное внедрение механизмов реализации Программы.
В соответствии с поставленными целью и задачами система мероприятий по реализации Программы включает в себя комплекс мероприятий по трем основным направлениям:
правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по обеспечению жильем молодых семей;
организационное обеспечение реализации Программы.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение Программы
4.1.1. Совершенствование нормативно-правовой базы
Юридические вопросы обеспечения жильем молодых семей, состоящих на учете нуждающихся, решаются в рамках жилищного законодательства.
Реализация Программы предполагает совершенствование областной нормативно-правовой базы, определяющей условия предоставления жилья молодым семьям.
Участник программы - молодая семья, в том числе неполная семья, одинокая мать, возраст супругов (родителей) в которой не превышает 30 лет, признанная в установленном порядке нуждающейся в получении жилья и постоянно проживающая на территории Саратовской области (далее - молодая семья) (абзац в редакции постановления Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-907. см. предыдущую редакцию).
При этом должны учитываться следующие положения:
малоимущие молодые семьи, стоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, обеспечиваются жильем из государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке по договорам социального найма;
субсидии и ипотечные кредиты (займы) на строительство (приобретение) жилья, в том числе и за счет областного и местных бюджетов в пределах выделенных лимитов, будут являться основными формами оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;
молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка могут быть предоставлены субсидии за счет федерального и областного бюджетов на компенсацию затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья;
очередность предоставления субсидий и кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья может определяться муниципальной программой и нормативными актами органов местного самоуправления.
4.1.2. Механизм улучшения жилищных условий молодых семей
Для улучшения жилищных условий молодых семей будут совершенствоваться механизмы:
предоставления жилья на условиях социального найма администрациями муниципальных образований области в пределах норм общей площади и требований, определяемых Законом Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области»;
предоставления молодым семьям, изъявившим желание, субсидий на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в пределах норм, установленных соответствующими нормативными правовыми актами;
погашения финансовых обязательств, возникших у молодых семей по окончании финансового года вследствие изменения условий предоставления субсидий на строительство (приобретение) жилья по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в пределах соответствующих лимитов капитальных расходов областного бюджета, выделенных на очередной финансовый год (абзац дополнительно включен постановлением Саратовской областной Думы от 06.10.2004 N 27-1141, см. предыдущую редакцию);
предоставления молодым семьям, изъявившим желание, долгосрочных ипотечных кредитов (займов) и ссуд коммерческими банками, кредитными и не кредитными организациями в соответствии с стандартами ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации под гарантии предприятий и организаций области, в том числе исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления;
предоставления молодым семьям строительных материалов для индивидуального жилищного строительства;
содействия органов местного самоуправления при организации новых молодежных жилищных комплексов и жилищно-строительных кооперативов.
4.2. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые средства для решения жилищных проблем молодых семей формируются за счет бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных источников, в том числе собственных средств населения.
Реализация Программы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет бюджетных средств, обеспечивается в соответствии с бюджетным законодательством, в том числе в порядке межбюджетных отношений в форме субвенций.
4.2.1. Использование бюджетных ресурсов
Бюджетными ресурсами являются средства федерального, областного и местных бюджетов, используемые для обеспечения жильем молодых семей.
Указанные средства направляются на:
совместное финансирование строительства социального жилья;
предоставление субсидий на строительство (приобретение) жилья молодым семьям;
обеспечение гарантий банкам, кредитным и иным организациям, осуществляющим кредитование молодых семей, изъявивших желание строить (приобретать) жилье за счет возмездной финансовой помощи, при этом гарантии предоставляются юридическим лицам, осуществляющим ипотечное кредитование населения, в порядке, установленном действующим законодательством.
4.2.2. Привлечение внебюджетных ресурсов
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
кредиты банков;
облигационные займы (эмиссии жилищных сертификатов);
средства организаций, направляемые на предоставление субсидий, ссуд и займов своим работникам;
средства населения, направляемые:
на строительство (приобретение) жилья с использованием субсидий и кредитов (займов);
на долевое участие в строительстве жилья.
4.3. Организационное обеспечение Программы
Организационное обеспечение мероприятий Программы предусматривает: