Основной целью развития внешнеэкономических связей промышленности Саратовской области на среднесрочную перспективу остается продолжение курса на дальнейшую интеграцию региона в единую мировую хозяйственную систему на основе международного разделения труда. Предполагается использование внешнеэкономических связей для стабилизации и оживления экономики региона, осуществления ее структурной перестройки. На перспективу в области экспортно-импортных операций приоритетом должно быть не стремление к увеличению объемов экспорта, а улучшение его качественного состава, что должно проявляться в нарастании доли изделий повышенной переработки и, соответственно, стоимости весовой единицы экспорта. Однако дефицит денежных средств и иностранной валюты, в частности, требует от промышленных предприятий более тщательного изучения достоинств таких форм внешнеторговой деятельности как бартер и других товарообменных сделок.
В современных условиях движущей силой международных экономических отношений все чаще становится не торговля, как это было прежде, а процесс международного движения капитала, который и будет все больше определять структуру международных потоков товаров, услуг, технологии и т.д. Поэтому необходимо совершенствовать систему поддержки и развития такой формы инвестиционного направления как прямые инвестиционные институты. Для этого предлагается использовать: прямое финансовое субсидирование; льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов; предоставление льгот по местному налогообложению; ограниченное регулирование ценообразования; предоставление выгодных региональных госзаказов; упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, в том числе в сфере внешнеэкономических операций; юридически и экономически льготный консалтинг.
Одной из главных задач региональных органов управления является создание необходимых предпосылок и условий для эффективной деятельности на внешнем рынке предприятий и организаций, расположенных на территории области, независимо от их организационно-правовой формы . При Правительстве области следует создать информационно-консультационный центр, который не только бы аккумулировал информацию о состоянии и перспективах развития предприятий региона, в том числе и внешнеэкономической деятельности, но и выполнял бы функции “сервисного” центра:
- определял стратегию развития внешнеэкономических связей региона и на этой основе предлагал направления корректировки внешнеэкономической деятельности предприятия;
- обеспечивал взаимодействие министерств Правительства;
- являлся консультационным центром по обслуживанию зарубежных партнеров предприятий региона и отечественных предприятий;
- составлял бизнес-проекты для предприятий и осуществлял бы их презентацию;
- выпускал информационные бюллетени содержащие сведения о предложениях и о партнерах, рекомендации по совершенствованию внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности.
Региональная промышленная политика строиться дифференцированно для различных отраслей, групп предприятий и объединений, приоритетно стимулируя наиболее эффективные и быстро окупаемые инвестиционные проекты, в которых государство будет участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть рисков. В новых условиях реализации промышленной политики резко возрастает необходимость маркетингового подхода, предусматривающего осуществление комплекса мер, направленных на выделение приоритетных высокотехнологичных отраслей развития производства(машиностроение, оборонный комплекс) с тем, чтобы они после соответствующей государственной и частной поддержки завоевали прочные позиции на мировом рынке и потянули за собой остальные отрасли.
Внешнеэкономическая политика предполагает:
- применение трехуровневой системы организации маркетинга на предприятии: стратегический, оперативный и тотальный маркетинг;
- разработка, внедрение и сертификация системы качества предприятия в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000. Развитие Саратовской системы качества, позволит укрепить внешнеторговые связи со странами дальнего и ближнего зарубежья;
- обеспечение защиты экономических интересов саратовских экспортеров, совершенствуя методы работы по возврату дебиторских задолженностей из-за рубежа;
С целью продвижения своей продукции на экспорт и повышения его эффективности предполагается использовать:
- прямое субсидирование экспортеров (прямые дотации из бюджета);
- косвенное субсидирование (налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов, занижение тарифов государственными компаниями (энергетическими, транспортными и другими);
- льготное кредитование машинотехнического экспорта, включая техническое содействие и продажу военной техники;
- страхование экспорта;
- предоставление экспортерам определенного набора информационных и консультационных услуг государственными учреждениями бесплатно (МВЭС по Саратовской области, уполномоченный МВЭС, Саратовская таможня, СГ ТПП, заграничные представительства, и др.);
- активное продвижение саратовских товаров государственными учреждениями на зарубежные рынки путем проведения выставок, создания торговых центров за границей. Регулярные зарубежные поездки бизнесменов;
- организация системы морального поощрения экспортеров, включающая организацию конкурсов с награждением победителей медалями, призами, дипломами и т.д.;
- усиление валютного контроля за поступлением экспортной валютной выручки и обоснованностью платежей в инвалюте за импортируемые товары, взаимодействие контролирующих органов (уполномоченные банки, уполномоченный МВЭС, Саратовская таможня);
- подготовка краткого руководства для иностранного инвестора, в котором дать краткую характеристику промышленного комплекса Саратовской области и законодательную систему, регулирующую хозяйственную деятельность на территории Саратовской области;
- активное проведение антидемпинговых процедур в случаях ущемления интересов отечественных производителей;
- обеспечение прямого льготного кредитования экспортеров машинотехнической продукции из средств областного бюджета;
- обеспечение долевой государственной поддержки эффективных экспортоориентированных инвестиционных проектов;
- развитие кооперационных внешнеэкономических связей. С этой целью необходимо шире использовать следующие таможенные режимы: переработка под таможенным контролем, переработка вне таможенной территории; свободный склад, свободная таможенная зона, переработка на таможенной территории;
- создание и развитие сборочных производств с использованием импортных комплектующих, доработка и предпродажная подготовка экспортных товаров, произведенных в других регионах;