Недействующий

О Программе развития промышленности Саратовской области на 1998-2000 годы (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 24.10.2006 N 332-П)

3.3. Внешнеэкономическая политика промышленности Саратовской области


Основной целью развития внешнеэкономических связей промышленности Саратовской области на среднесрочную перспективу остается продолжение курса на дальнейшую интеграцию региона в единую мировую хозяйственную систему на основе международного разделения труда. Предполагается использование внешнеэкономических связей для стабилизации и оживления экономики региона, осуществления ее структурной перестройки. На перспективу  в области экспортно-импортных операций приоритетом должно быть не стремление к увеличению  объемов экспорта, а улучшение его качественного состава, что должно проявляться в нарастании доли изделий повышенной переработки и, соответственно, стоимости весовой единицы экспорта. Однако дефицит денежных средств и иностранной валюты, в частности, требует от промышленных предприятий более тщательного изучения достоинств таких форм внешнеторговой деятельности как бартер и других товарообменных сделок.

В современных условиях движущей силой международных экономических отношений все чаще становится не торговля, как это было  прежде, а процесс международного движения капитала, который и будет все больше определять структуру международных потоков товаров, услуг, технологии и т.д. Поэтому необходимо совершенствовать систему поддержки и развития такой формы инвестиционного направления как прямые инвестиционные институты. Для этого предлагается использовать: прямое финансовое субсидирование; льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов; предоставление льгот по местному налогообложению; ограниченное регулирование ценообразования; предоставление выгодных региональных госзаказов; упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, в том числе в сфере внешнеэкономических операций; юридически и экономически льготный консалтинг.

Одной из главных задач региональных органов управления является создание необходимых предпосылок и условий для эффективной деятельности на внешнем рынке предприятий и организаций, расположенных на территории области, независимо от их организационно-правовой формы . При Правительстве области следует создать  информационно-консультационный центр, который не только бы аккумулировал информацию о состоянии и перспективах развития предприятий региона, в том числе и внешнеэкономической деятельности, но и выполнял бы функции “сервисного” центра:

- определял  стратегию  развития внешнеэкономических связей региона и на этой основе предлагал направления корректировки  внешнеэкономической деятельности предприятия;

- обеспечивал взаимодействие министерств Правительства;

- являлся консультационным центром по обслуживанию зарубежных партнеров предприятий региона и отечественных предприятий;

- составлял бизнес-проекты для предприятий  и осуществлял бы их презентацию;

- выпускал информационные бюллетени содержащие сведения о предложениях  и о партнерах, рекомендации по совершенствованию внешнеэкономических связей  и внешнеэкономической деятельности.       

Региональная промышленная политика строиться дифференцированно для различных отраслей, групп предприятий и объединений, приоритетно стимулируя наиболее эффективные и быстро окупаемые инвестиционные проекты, в которых государство будет участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть рисков. В новых условиях реализации промышленной политики резко возрастает необходимость маркетингового подхода, предусматривающего осуществление комплекса мер, направленных на выделение приоритетных высокотехнологичных отраслей развития производства(машиностроение, оборонный комплекс) с тем, чтобы они после соответствующей государственной и частной поддержки завоевали прочные позиции на мировом рынке и потянули за собой остальные отрасли.

Внешнеэкономическая политика предполагает:

- применение трехуровневой системы организации маркетинга на предприятии: стратегический, оперативный и тотальный маркетинг;

- разработка, внедрение и сертификация системы качества предприятия в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000. Развитие Саратовской системы качества, позволит укрепить внешнеторговые связи со странами дальнего и ближнего зарубежья;

- обеспечение защиты экономических интересов саратовских экспортеров, совершенствуя методы работы по возврату дебиторских задолженностей из-за рубежа;

С целью продвижения своей продукции на экспорт и повышения его эффективности предполагается использовать:

          - прямое субсидирование экспортеров (прямые дотации из бюджета);

          - косвенное субсидирование (налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов, занижение тарифов государственными компаниями (энергетическими, транспортными и другими);

          - льготное кредитование машинотехнического экспорта, включая техническое содействие и продажу военной техники;

          - страхование экспорта;

          - предоставление экспортерам определенного набора информационных и консультационных услуг государственными учреждениями бесплатно (МВЭС по Саратовской области, уполномоченный МВЭС, Саратовская таможня, СГ ТПП, заграничные представительства, и др.);

          - активное продвижение саратовских товаров государственными учреждениями на зарубежные рынки путем проведения выставок, создания торговых центров за границей. Регулярные зарубежные поездки бизнесменов;

          - организация системы морального поощрения экспортеров, включающая организацию конкурсов с награждением победителей медалями, призами, дипломами и т.д.;

- усиление валютного контроля за поступлением экспортной валютной выручки и обоснованностью платежей в инвалюте за импортируемые товары, взаимодействие контролирующих органов (уполномоченные банки, уполномоченный МВЭС, Саратовская таможня);

- подготовка краткого руководства для иностранного инвестора, в котором дать краткую характеристику промышленного комплекса Саратовской области и законодательную систему, регулирующую хозяйственную деятельность на территории Саратовской области;

- активное проведение антидемпинговых процедур в случаях ущемления интересов отечественных производителей;

- обеспечение прямого льготного кредитования экспортеров машинотехнической продукции из средств областного бюджета;

- обеспечение долевой государственной поддержки эффективных экспортоориентированных инвестиционных проектов;

- развитие кооперационных внешнеэкономических связей. С этой целью необходимо шире использовать следующие таможенные режимы: переработка под таможенным контролем, переработка вне таможенной территории; свободный склад, свободная таможенная зона, переработка на таможенной территории;

- создание и развитие сборочных производств с использованием импортных комплектующих, доработка и предпродажная подготовка экспортных товаров, произведенных в других регионах;