Недействующий

О Программе развития промышленности Саратовской области на 1998-2000 годы (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 24.10.2006 N 332-П)

3.5. Социальная и кадровая политика


Численность экономически активного населения в 1997 году составила 1317,5 тыс.чел., из них 285,4 тыс.чел. заняты на крупных и средних предприятиях промышленности области. По сравнению с 1996 годом, численность занятых на крупных и средних предприятиях промышленности сократилась на 5%.

Сокращение численности работающих на крупных и средних предприятиях не является сегодня результатом прогрессивных структурных изменений, модернизации производства, повышение его научно-технического уровня и рационализации структуры занятости. Оно вызвано общим спадом производства. Происходящее сокращение численности занятых по своим темпам существенно отстает от снижения объемов производства и ведет к накапливанию излишней численности.

Безработица пока не затронула основные слои населения, так как спад производства вызвал не вытеснение занятых, а соответствующее падение производительности труда и недозагрузку производственных мощностей. Безработица приняла скрытые формы, а удержание кадрового потенциала достигается следующими способами:  сокращением имеющихся вакансий,  установлением минимальных должностных окладов работающим и предельным снижением профессиональных требований к ним. В этом случае заработная плата превращается в одну из специфических форм пособий по безработице, выплачиваемых по месту работы, принудительным отправлением работников в длительные отпуска без сохранения заработной платы, зачислением  фактически не работающих лиц.

В 1997 году на промышленных предприятиях 28,8 тыс.чел. работали неполную рабочую неделю. Численность работников промышленных предприятий, находившихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации 59,5 тыс. чел., что составляет 21% из общего числа занятых в промышленности.

Сегодня стоит сложная задача - ликвидация долгов по заработной плате на промышленных предприятиях области.

Просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату на 01.01.98 г. составила 263,8 млн. деноминированных рублей. Задолженность по заработной плате имеют подавляющее большинство промышленных предприятий.

Такая тяжелая ситуация с невыплатой заработной платы может привести к росту социальной напряженности.

Основным условием своевременной выплаты заработной платы является повышение эффективности производства и рост объемов продукции, что способствует наполнению бюджетов, а следовательно, выплате заработной платы бюджетным организациям.

Либерализация оплаты труда в отраслях промышленности и устранение государства от регулирования уровня заработной платы привели к резкой дифференциации заработной платы по отраслям промышленности, а внутри предприятий по различной категории работников.

На государственных и муниципальных предприятиях при определении заработной платы исходят из расчета минимальной суммы заработной платы, гарантированной государством. Однако, минимальная заработная плата, гарантированная государством, остается значительно ниже суммы прожиточного минимума, идущей на простое воспроизводство рабочей силы. В результате этого промышленные предприятия постепенно теряют свои квалифицированные кадры.

Необходимо довести размер минимальной заработной платы (тарифной ставки первого разряда) работников промышленности до размера прожиточного минимума в 2000 году, а средней заработной платы (с учетом выплат социального характера) - до двух прожиточных минимумов.

Исследование соотношения темпов роста потребительских цен по Саратовской области и темпов роста средней заработной платы по промышленности показало, что темпы роста инфляции постоянно превышали темпы роста среднемесячной заработной платы.

В результате финансово-экономических проблем у многих предприятий, задержек выплаты заработной платы и невысокого ее уровня усилились процессы диверсификации видов занятости.

Появление новых видов деятельности и, в связи с этим, новых профессий способствует развитию гибкого рынка труда и, как следствие, дает возможность обеспечить стабильность доходов населения, позволяя в ряде случаев, сохранить ядро трудовых коллективов и предотвратить массовую безработицу.

Следствием поиска источника дополнительного дохода явилось распространение вторичной занятости. В промышленности области работают около 17 тыс. чел. по совместительству, что составляет 0,6% от общего числа занятых в промышленности.

Сложившиеся тенденции в социальной сфере не являются результатом целенаправленного государственного регулирования. Они отражают процесс стихийного приспособления предприятий к новым экономическим условиям, поскольку проводимая в области занятости государственная политика, по сути своей, является пассивной. Государственная политика, проводимая в области занятости, сводится, в основном, к мерам временного сдерживания безработицы (приостановка массовых высвобождений, введение административных отпусков и т.д.) и обслуживания незанятого населения, обращающегося в органы службы занятости за помощью в трудоустройстве. Активность же государственной политики занятости, должна заключаться в осуществлении мер профилактического характера. Поэтому государственное регулирование системы трудовых ресурсов должно включать следующие положения:

а) в демографической сфере:

-     

поддержание системы здравоохранения, физической культуры, спорта, молодежной политики;

-     регулирование экологической ситуации путем поощрения внедрений экологически безопасных производственных систем, машин и оборудования;
-     увеличения размера материальных выплат матерям с детьми до 14-ти лет, в том числе законодательное закрепление выплат за счет средств предприятий;
-     проведение реформы оплаты труда для повышения уровня жизни населения;

б) в области занятости:

-     

сохранение занятости на перспективных предприятиях в рамках политики их "точечной" поддержки путем субсидирования занятости;

-     бесплатное переобучение в государственных общеобразовательных учреждениях;
-     полное возмещение затрат на заработную плату высококвалифицированных работников;
-     

выплата компенсаций временно неработающим гражданам;

-     

содействие развитию малого и среднего частного предпринимательства. Имея возможность быстро приспосабливаться к изменениям потребительского спроса, малое предпринимательство придает рыночной экономики необходимую гибкость. Все это позволяет ему выступать генератором новых рабочих мест;