Плодородие почвы - способность почвы обеспечивать потребность растений необходимыми факторами жизни. Различают потенциальное (естественное) и эффективное (приобретенное под влиянием обработки, внесения удобрений, мелиорации и т.п.) плодородие.
Плодородие земель является главной характеристикой ценности сельскохозяйственных угодий, легко уязвимым, истощаемым и трудно возобновляемым природным ресурсом. Сохранение и повышение плодородия почв - основа получения высоких и устойчивых урожаев имеет экономическое, экологическое и социальное значение, создает условия для повышения уровня и устойчивости сельскохозяйственного производства с целью обеспечения достаточного количества продуктов питания и укрепления продовольственной безопасности страны.
Экономическое значение почвенного плодородия определяется тем, что являясь естественным условием интенсификации земледелия, оно способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур при относительном (на единицу продукции) снижении затрат материальных и трудовых ресурсов, чем положительно воздействует на экономические показатели ведения сельскохозяйственного производства.
Почвенное плодородие имеет важное экологическое значение, так как оно увеличивает ценность земель сельскохозяйственного значения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.
Состояние почвенного плодородия напрямую связано с экологической и продовольственной безопасностью населения, являясь существенным фактором социальной стабильности в регионе.
Программа разработана в развитие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России («Плодородие»), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1992 года № 879, и в соответствии с Законом Саратовской области «О земле».
В разработке Программы приняли участие: ОАО «Приволжвод-проект», НИИСХ Юго-Востока, ПНИИЭО АПК, ГУ «ВолжНИИГиМ», Государственная станция агрохимической службы «Саратовская», Саратовское предприятие «ЮжНИИгипрозем» и ГУ комитет «Саратов-мелиоводхоз».
Острая необходимость вывода АПК области из кризиса и перевода его на путь стабильного развития предопределила основные направления выполнения намечаемых Программой мероприятий.
Саратовская область отличается большой распаханностью земель. Доля пашни по микрозонам области составляет 70-75 процентов сельхозугодий.
За период 1991-2000 годов наблюдалось выбытие сельскохозяйственных угодий из землепользования, что вело к ощутимым потерям в социально-экономическом плане. Резко увеличилась общая площадь фермерских хозяйств, возросла площадь земель, находящихся в личном пользовании граждан.
В структуре земельного фонда по всем категориям земель 82,1 процента составляют земли сельскохозяйственных предприятий, 6,6 процента - земли населенных пунктов, земли промышленности, транспорта, связи, оборонного и иного назначения - 2,4 процента, земли природоохранного назначения - 0,1 процента, земли лесного фонда - 5,3 процента, земли водного фонда - 2,1 процента и земли запаса - 1,4 процента. В общей площади сельхозугодий доля засоленных земель составляет 12,8 процента, земель с солонцовыми комплексами - 14,5 процента, малоплодородных, сбитых земель - 12,1 процента, земель кислых, переувлажненных, заболоченных и требующих проведения культуртехнических мероприятий - 3,2 процента.
Применяемые дозы минеральных и органических удобрений совершенно недостаточны для поддержания плодородия почвы и не соответствуют требованиям интенсивного использования пашни.
Земельная реформа проявилась в том, что земли большинства совхозов и колхозов были распределены на земельные доли. Ими были наделены работники сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры и работники социальной сферы. Часть земель была передана реорганизованным предприятиям, использована для организации крестьянских и расширения личных подсобных хозяйств. Значительная часть земель передана в аренду предприятиям и в собственность муниципальных образований области.
Владельцы личных подсобных хозяйств стремятся увеличить производство продукции, не вкладывая средств в поддержание плодородия земель. На большинстве участков ведется монокультура, из-за отсутствия смены культур, недостаточного применения органических и минеральных удобрений разрушается структура почв, ухудшается их фитосанитарное состояние. Относительно высокий уровень плодородия поддерживают около 20 процентов личных подсобных хозяйств. На остальных землях, используемых населением, органика вносится крайне редко, минеральные удобрения не применяются, посевы поражаются болезнями.
В этих условиях негативные тенденции охватили все категории хозяйств, приняли устойчивый характер. Достигнутый ранее уровень плодородия не сохраняется, свернуты все работы по его повышению.
За последние годы площади неблагополучных в мелиоративном отношении орошаемых земель составляли 11-19 процентов. На фоне сокращения фактически поливаемых земель доля земель с высоким уровнем залегания грунтовых вод, засолением почвогрунтов также уменьшается. Наиболее неблагоприятная обстановка по этим показателям сложилась в юго-восточной зоне Саратовской области (Алек-сандрово-Гайский, Новоузенский, Питерский районы).
Для решения задач сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения неоднократно принимались многочисленные решения разнопланового характера на разных уровнях.
По данным обследования 1998-1999 годов орошаемые земли области на 28 процентов имеют низкое содержание фосфора, на 57 процентов - среднее и на 15 процентов - высокое, 41 процент земель имеют среднее содержание калия и 50 процентов - высокое. Следовательно, орошаемая пашня в первую очередь нуждается в азотных и фосфорных удобрениях, которые в настоящее время вносят только под овощи в дозах 54-66 кг/га действующего вещества.
В 1990 году, до значительного сокращения мелиоративных земель, в Правобережье Саратовской области было сосредоточено 15,4 процента (70 тыс. га), к 2000 году в Правобережье сохранилось 8,1 процента (21 тыс. га), а в Заволжье 91,9 процента орошаемой пашни, что говорит о большей востребованности орошения в засушливых районах области. На мелиоративных землях ежегодно должно проводиться техническое обслуживание (окашивание, грейдерование дорог, мелкий ремонт гидротехнических сооружений), один раз в пять лет - текущий ремонт и один раз в пятнадцать лет - капитальный ремонт.
За последние годы на эксплуатацию оросительной сети выделяются ограниченные средства в объемах 100-130 млн. рублей. Этого хватает на зарплату, мелкий текущий ремонт, ликвидацию аварийных ситуаций. Ремонт и содержание внутрихозяйственной оросительной сети выполняется по договорам совместными усилиями хозяйств - товаропроизводителей и управлений по эксплуатации оросительных систем. На 2002 год планируется выделить на содержание и ремонт оросительной сети 364,8 млн. рублей с последующим увеличением инвестиций к 2005 году до 553,3 млн. рублей.
Инвестиции в основной капитал на мелиоративное строительство (комплексная реконструкция, ввод водопроводов сельскохозяйственного назначения) в 1998 году составили 92,1 млн. рублей, а в 1999 году возросли до 202,9 млн. рублей. На 2002 год планируется выделить 192,2 млн. рублей, а к 2005 году - 343,8 млн. рублей.
Резко снизились объемы мелиоративных мероприятий по сравнению со среднегодовыми показателями за 1986-1990 годы.