КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Реформа ЖКХ предполагает:
- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- переход к самофинансированию организаций ЖКХ путем прекращения бюджетных ассигнований на дотации эксплуатационной деятельности ЖКХ;
- увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня.
Исходя из этих целей реформы комитет по ЖКХ при Правительстве Саратовской области видит следующий путь для их достижения:
- реорганизация деятельности существующих организаций и предприятий ЖКХ с целью улучшения качества предоставляемых услуг;
- создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы;
- постепенный переход к 100% -ной оплате жилья и жилищнокоммунальных услуг населением с увеличением выплат в виде субсидий и дотаций для слабозащищенных слоев населения;
- организация системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также применения экономических санкций за нарушения договорных обязательств.
В отличие от Российской концепции реформирования ЖКХ комитет по ЖКХ предлагает не приступать к процессу разгосударствливания существующих организаций и предприятий ЖКХ в начальный период реформы, а вернуться к этому вопросу только после создания и становления альтернативных предприятий.
Главная задача на данном этапе - обеспечение реального равноправия хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе.
В сфере деятельности существующих предприятий ЖКХ необходимо:
- осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищнокоммунальные услуги для населения и других потребителей;
- контролировать обеспечение обслуживания потребителей жилищнокоммунальных услуг на уровне федеральных стандартов;
- способствовать внедрению новых форм хозяйствования, приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов;
- снижение издержек производства.
Для последнего необходимо использовать альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с существующей инженерной инфраструктурой (крышные, малые котельные и т.д.).
С целью качественного выполнения коммунальных услуг продолжить работу по переходу на систему "заказчик-подрядчик", где заказчиками выступают муниципальные образования, а подрядчиками любая организация, имеющая лицензию на проведение данных работ и прошедшая соответствующий конкурсный отбор.
По мере увеличения платы за жилье и коммунальные услуги уходить от системы дотаций организациям и предприятиям ЖКХ и переходить на систему жилищных субсидий непосредственно гражданам.
Предельный уровень платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальных услуги
(в процентах):
------------------------------------------------------------------
Годы Доля платежей населения в покрытии затрат
на все виды жилищно-коммунальных услуг
------------------------------------------------------------------
1997 25
1998 30
1999 40
2000 50
2001 60
2002 80
2003 100
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (в процентах от совокупного семейного дохода):
1997 год - 10
1998 год - 10
1999 год - 15
2000 год - 16
2001 год - 18
2002 год - 23
2003 год - 25
Во время проведения реформы комитет по ЖКХ при Правительстве области обязан:
регулировать развитие и функционирование жилищно-коммунального хозяйства;
координировать деятельность по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг;