ГУБЕРНАТОР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14.08.97 N 656
Об утверждении Положения по обращению с отходами
на территории Саратовской области
___________________________
Утратил силу на основании
постановления Губернатора Саратовской области
от 23.12.2004 N 357
___________________________
В целях защиты окружающей природной среды Саратовской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение по обращению с отходами на территории Саратовской области и ввести его в действие с 1 сентября 1997 года.
2. Методическое руководство и контроль в сфере обращения с отходами на территории Саратовской области возложить на Государственный комитет по. охране окружающей среды Саратовской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Кайля В.А.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Губернатора области
от 14.08.97 № 656
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1. Настоящее Положение по обращению с отходами на территории
Саратовской области (далее "Положение") распространяется на
предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица,
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности,
на физических лиц, а также на иностранных юридических и физических
лиц, (далее именуемых "природопользователи"), осуществляющих любые
виды деятельности, в результате которой образуются, используются,
обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства
и потребления, за исключением радиоактивных.
2. Специализированные предприятия, основная производственная
деятельность которых связана с размещением, переработкой и
обезвреживанием отходов, также являются природопользователями, и
на них распространяются требования всех правовых исков,
действующих в сфере обращения с отходами.
3. Положение регулирует oтношения между органами
исполнительной государственной власти, органами местного
самоуправления, природопользователями и Государственным комитетом
по охране окружающей среды Саратовской области и распространяется
на все виды деятельности, связанные с образованием, сбором,
хранением, переработкой, транспортировкой и обезвреживанием
(захоронением) отходов производства и потребления (далее -
обращением с отходами).
II. Экологические требования в сфере обращения с отходами
4. Природопользователь при обращении с oтходами должен
принимать надлежащие меры но охране окружающей среды и сбережению
природных ресурсов, соблюдать соответствующие экологические,
санитарные и технологические нормы и правила.
5. Деятельность природопользователей должна быть направлена
на сокращение объемов образования отходов, внедрение безотходных
технологий, максимальное использование отходов для производства
продукции.
6. Размещение отходов допускается только при наличии у
природопользователя соответствующего разрешения,выданного
уполномоченным органом по охране окружающей среды и согласованное
территориальными органами Госсанэпиднадзора России, по
необходимости Госгортехнадзора России, Роскомнедра, Роскомвода.
7. Транспортировка отходов должна осуществляться способами,
исключающими их потери в процессе перевозки, создание аварийных
ситуаций, причинение вреда окружающей природной среде, здоровью
людей, хозяйственным и иным объектам.
8. Передача и прием отходов от одного природопользователя
другому с целью их использования или обезвреживания может
осуществляться только при наличии соответствующего разрешения на
размещение отходов или лицензии но осуществлению соответствующего
вида деятельности.
9. Природопользователь обязан:
соблюдать установленные стандарты, нормы и иные нормативы
качества окружающей среды в области обращения с отходами;
проводить инвентаризацию oтходов и объектов их размещения;
иметь разрешение на обращение с отходами;
разрабатывать и согласовывать с Государственным комитетом по
охране окружающей среды Саратовской области лимиты размещения
отходов в природной среде;
определять класс oпасности отходов;
вести первичный учет образования и размещения отходов;
проводить раздельный сбор, складирование (хранение)
образующихся отходов по видам, классам опасности и другим
признакам с целью обеспечения их максимального использования в
качестве вторичного сырья, переработки oптимального размещения;
обеспечивать соблюдение установленных норм (лимитов)
предельного размещения отходов;
внедрять малоотходные технологии;
осуществлять производственный контроль в области обращения с
отходами;
представлять в Государственный комитет по охране окружающей
среды Саратовской области необходимую информацию по обращению с
отходами;
соблюдать требования по предупреждению и ликвидации аварийных
ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
информировать немедленно Государственный комитет по охране
окружающей среды Саратовской области, комитет по делам ГО и ЧС при
Правительстве области, органы местного самоуправления и население
о возникших авариях (при обращении с отходами) с отрицательными
экологическими последствиями или ситуациях, могущих привести к
таким авариям;
иметь положительное заключение государственной экологической
экспертизы и органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора на проекты и другую
документацию, определяющую деятельность, связанную с обращением с
отходами;
вести мониторинг мест захоронения отходов и многотоннажных
хранилищ промышленных отходов в порядке, согласованном с
Государственным комитетом по охране окружающей среды Саратовской
области;
представлять ежегодный отчет "Об образовании и удалении
токсичных отходов" по форме 2ТП-(токсичные отходы) в
Государственный комитет по охране окружающей среды Саратовской
области и областное управление статистики;
осуществлять плату за размещение отходов в природной среде в
соответствии с действующими нормативными документами.
III. Инвентаризация отходов и установление лимитов
размещения отходов в природной среде
10. Инвентаризация источников образования и объектов
размещения отходов обязательна для всех природопользователей
Саратовской области независимо от форм собственности и
ведомственной принадлежности.
11. Данные инвентаризации отходов подлежат корректировке и
переработке в следующих случаях:
при установления несоответствия исходных данных в томе
фактическим объемам и видам образующихся отходов;
в случае реконструкции предприятия, перепрофилирования или
изменения технологии;
по истечении срока действия.
12. По данным инвентаризации отходов и объектов их размещения
природопользователь обязан разработать и согласовать в
Государственном комитете по охране окружающей среды Саратовской
области лимиты размещения отходов в природной среде.
13. Пересмотр установленных лимитов до истечения срока
осуществляется природопользователем в следующих случаях:
при изменении экологической обстановки в регионе;
при появлении новых или уточнении параметров существующих
объектов размещения отходов в связи с сокращением (расширением)
производства;
при ликвидации (вводе в эксплуатацию) общерегиональных
объектов для размещения отходов:
при отсутствии возможностей для обеспечения дальнейшего
безопасного хранения отходов на промышленной площадке.
14. Рассмотрение и согласование данных инвентаризации и
установление лимитов проводится в соответствии с порядком,
установленным Государственным комитетом по охране окружающей среды
Саратовской области.
15. Инвентаризация и разработка лимитов размещения отходов
проводится силами самих природопользователей или
специализированными организациями.
IV.Экологический контроль в системе обращения с отходами
16. Экологический контроль в сфере обращения с отходами производится областным или городскими (районными) Государственными комитетами по охране окружающей среды и экологическими службами природопользователей.
17. Экологический контроль в области обращения с отходами включает:
анализ существующих производств с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
проверку соблюдения положения по обращения с отходами, включая требования, предусмотренные международными соглашениями и договорами о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов;
проверку достоверности номенклатуры видов и объемов образующихся отходов согласно выданному разрешению;
проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологий, технологий использования и обезвреживания отходов, достижения лимитов размещения отходов;
проверку эффективности и безопасности для окружающей среды и здоровья населения эксплуатации объектов размещения отходов;
анализ информации о процессах протекающих в местах размещения отходов, оценка и прогноз их влияния на окружающую среду;
измерение объемов (массы) размещаемых отходов, определение концентраций содержащихся в них загрязняющих веществ и класса опасности отходов, установление соответствия полученных данных лимитам на размещение отходов.
V. Основные правили размещения отходов
18. Размещение отходов в природной среде может осуществляться
следующими способами:
хранение в оборудованных хранилищах;
шламонакопителях, отвалах, хвостохранилищах и пр.;
площадках временного хранения (складирования);
закрытых стационарных и временных складах;
захоронение на полигонах токсичных промышленных отходов;
полигонах твердых бытовых отходов (ТБО);
полигонах предприятий;
санкционированных свалках.
19. Все отходы, являющиеся вторичными материальными ресурсами
(BMP), подлежат обязательной сдаче в соответствующие
заготовительные организации с оформлением подтверждающих
документов. Разрешение на их размещение на свалках и полигонах для
захоронения может быть выдано только при наличии у
природопользователя заключения о несоответствии их условиям приема
(сдачи), выданного организацией, принимающей oтходы.
20. Неутилизируемые малотоксичные отходы 3-4 классов
опасности могут размещаться на полигонах (санкционированных
свалках) твердых бытовых отходов.
21. Некоторые виды токсичных отходов по разрешению областного
или городских районных комитетов по охране окружающей среды должны
сдаваться природопользователям специализированным организациям для
обезвреживания.
23. Сжигание всех видов отходов без специализированного
оборудования, обеспечивающего очистку выбросов до установленных
норм категорически запрещено.
24. Не допускается размещение опасных отходов на территории в
границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов, в
лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных зонах и зонах
санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в
районах развития геотектонических структур, образований и
процессов. Запрещается сброс отходов и водоемы общего пользования,
подземные водоносные горизонты.
25. Обезвреживание трупов павших животных, конфискатов боен
мясокомбинатов производится на скотомогильниках, на утилизационных
заводах при их термической обработке в специальных биотермических
камерах в соответствии с действующими ветеринарно-санитарными
правилами.
YI. Требовании к объектам размещения отходов
26. Объекты для длительного размещения многотоннажных
производственных отходов (шламонакопители, отвалы, хвостохранилища
и т.п.) и полигоны по захоронению отходов, в т.ч. твердых бытовых
отходов, должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии
с проектами, прошедшими государственную экологическую экспертизу.
27. Места (объекты) складирования отходов на территории
предприятия, их границы (площадь,, вместимость), устройство и
должностные лица, ответственные за эксплуатацию, определяются
приказом руководителя предприятия.
28. Места складирования отходов должны быть оборудованы и
обустроены в соответствии с требованиями соответствующих ГОСТов,
СНиПов, санитарных норм и правил.
29. Владельцы объектов захоронения отходов (полигонов, свалок
и т.д.) обязаны:
получить лицензию в Государственном комитете по охране
окружающей среды Саратовской области на данный вид деятельности;
заключать договоры и принимать отходы на размещение
(захоронение) только при наличии у природопользователей
соответствующего разрешения, выданного областным или городским
(районным)комитетом по охране окружающей среды;
проводить выборочный контроль соответствия состава и
количества вывозимых отходов данным, указанным в разрешении на
размещение отходов;
вести учет количества и видов отходов, принятых от
природопользователей для размещения:
ежеквартально представлять в городской, районный
государственный комитеты по охране окружающей среды справку из
журнала учета отходов;
при превышении природопользователем лимитов размещения
отходов в месячный срок подавать сведения в государственные
городские, районные комитеты по охране окружающей среды.
30. На каждую партию вывозимых на полигон (свалку)
производственных отходов природопользователь должен оформлять
справку установленной формы. Справка, подписанная представителем
природопользователя, сдающего отходы, и администрацией полигона,
хранится в делах полигона. Справка имеет контрольный талон,
удостоверяющий факт сдачи отходов на полигон. Контрольный талон со
штампом полигона остается у природопользователя.
31. Природопользователь несет ответственность за соответствие
состава и количества фактически размещаемых на полигоне, отходов,
указанным в разрешении и в договоре с владельцем полигона.
VII.Административная ответственность за несоблюдение требований
обращения с отходами
32. Должностные лица и граждане, учреждения, организации и
предприятия независимо от организационно-правовой формы, виновные
в нарушении экологических требований, выразившихся в:
- осуществлении деятельности по обращению с отходами без
разрешения;
- нарушении правил сбора и временного накопления отходов на
производственной площадке;
- перевозке опасных отходов на неисправных, либо
необорудованных для этих целей, транспортных средствах ;
- размещении отходов в несанкционированных, либо
необорудованных для этих целей местах;
- нарушении учета, норм и правил образования переработки,
использования, размещения отходов;
- получении и передаче отходов без оформленной в
установленном порядке документации;
- отказе в предоставлении или представлении неполной,
искаженной документации (информации) по обращению с отходами;
подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке в
размерах, установленных статьей 84 Закона Российской Федерации "Об
охране окружающей природной среды".