САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23.04.97 г.  N 40-725


Об областной целевой программе "Старшее поколение"
на 1997-1999 годы

       В целях формирования организационных, правовых и   социально-экономических условий для осуществления комплекса мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Утвердить областную целевую программу "Старшее поколение"   на 1997-1999 годы (прилагается).

       2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать   свои мероприятия с учетом областной целевой программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы.

       3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить   на комитет по социальной политике и связям с общественными организациями Саратовской областной Думы.

  Председатель
  Саратовской областной Думы
А.П.Харитонов

Областная целевая программа "Старшее поколение"
на 1997-1999 годы

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Старшее поколение"
на 1997-1999 годы

  Наименование программы        "Старшее поколение"

  Основание разработки          Указ Президента Российской Федерации от
  программы "Старшее            13.06.96 г. N 883 "О федеральной целевой
  поколение"                    программе "Старшее поколение" на
                                1997-1999 годы", постановление
                                Правительства Российской Федерации от
                                18.07.96 г. N 844 "О разработке
                                федеральной целевой программы "Старшее
                                поколение на 1997-1999 годы"

  Заказчик программы            Правительство Саратовской области
  Основной разработчик          Министерство труда и социального
  программы                     развития области

  Цель и задачи областной       Формирование комплекса мер по улучшению
  программы "Старшее поколение" положения граждан старшего поколения и
                                упрочению их социальной защищенности с
                                учетом современной
                                социально-демографической и
                                социально-экономической ситуации. Задачи
                                программы - оказание социальной
                                поддержки людям старшего поколения,
                                создание благоприятного отношения к
                                пожилым, реализация предусмотренных
                                законами прав данной категории граждан
                                на социальное обслуживание и социальную
                                защиту

  Сроки реализации  программы   1997 -1999 годы
  Исполнители основных          Министерства труда и социального
  мероприятий программы         развития, здравоохранения, культуры,
                                строительства и архитектуры, информации
                                и печати, сельского хозяйства,
                                миграционная служба РФ по Саратовской
                                области, управление внутренних дел,
                                комитеты по потребительскому рынку и
                                бытовому обслуживанию, по
                                жилищно-коммунальному хозяйству, по
                                транспорту и связи при Правительстве
                                области
  Источники финансирования      Областной, местный, федеральный бюджеты,
  программы                     внебюджетные средства

  Ожидаемые конечные            Выполнение программы будет
  результаты программы          способствовать повышению уровня и
                                качества жизни пожилых граждан, созданию
                                в обществе позитивного отношения к
                                данной категории граждан, более полной
                                реализации их конституционных прав
  Система контроля              Министерство труда и социального
  за исполнением программы      развития области совместно с
                                заинтересованными министерствами и
                                ведомствами

Характеристика проблемы

       Старшее поколение представляет особую группу населения. В   соответствии с классификацией, принятой в Российской Федерации, в состав старшего поколения включаются женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет в связи с наступлением пенсионного возраста, а также получатели пенсий по старости на льготных основаниях, обусловленных особыми условиями труда.

       Категория пожилых людей в Саратовской области неоднородна,   что связано с биологическими, социальными, экономическими, региональными и иными особенностями их жизнедеятельности, возможностями и потребностями.

       Современная демографическая ситуация свидетельствует об   обострении процесса старения населения области. Доля людей пенсионного возраста увеличивается и составляет 20,6 процента от всего населения, в сельской местности - 22,4, в т.ч. в Балтайском районе - 28,6 процента, Турковском - 29,0, Романовском - 29,8, Ртищевском - 31 процент. Отмечается более низкая ожидаемая продолжительность жизни мужчин по сравнению с женщинами, которая соответственно составляет 59 и 72 года. В результате в области на каждые 1000 мужчин в возрасте от 55 лет и старше приходится 1932 женщины.

       У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в   старческом возрасте (от 75 лет) - в 6 раз выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Наиболее часто отмечаются заболевания сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, а также требующие хирургического и ортопедического лечения. В тоже время лишь каждый двадцатый пожилой человек может позволить себе платное лечение, приобретение дорогостоящих препаратов, отдых по собственному выбору. Практически прекратили действовать группы общефизической подготовки для лиц старшего возраста при стадионах, бассейнах, спортивных залах, что повышает нагрузку на сеть медицинских учреждений, не позволяет эффективно сохранять здоровье и жизненную активность пенсионеров.Старшее поколение более чем другие возрастные группы нуждается в профилактической лечебной помощи, постоянной посторонней поддержке и социальных услугах.

       В области почти 560 тысяч получателей пенсий по старости в   наибольшей степени испытывают последствия снижения уровня жизни последних лет, что вызывает у многих из них неудовлетворенность действительностью, неуверенность в завтрашнем дне, приводит к обострению социальной напряженности. Более 200 тысяч человек получают пенсию в минимальном размере, которая составляет лишь 88 процентов от прожиточного минимума пенсионера. Все это приводит к ухудшению рациона питания, снижению расходов на социально-культурные нужды, повышает уязвимость пожилого человека в семье и, в конечном итоге, сказывается на состоянии его здоровья и продолжительности жизни.

       Сокращается доля работающих пенсионеров. В доходах городских   и сельских пенсионеров снизились денежные поступления от продажи продуктов подсобных сельских хозяйств. Лишь незначительная часть пенсионеров имеет прибыль от дивидендов, сдачи в аренду жилья и другой собственности.

       Уровень и качество жизни пенсионеров существенно сказывается   на реализации их интеллектуальных и культурных потребностей. Кино, телевидение, периодическая печать не в полной мере учитывают особенности культурных запросов пожилых.

       Особую группу пожилых людей составляют беженцы и вынужденные   переселенцы пенсионного возраста, которых только в 1996 году прибыло в область 1142 человека. Пожилые мигранты зачастую не находят решения своих жизненных проблем из-за отсутствия жилья, невозможности включиться в рыночные отношения.

       Серьезную озабоченность вызывает положение лиц без   определенного места жительства. В силу юридической неопределенности статуса и в условиях постоянного перемещения данных граждан не представляется возможным оценить их численность по области. Лишенные жилья, постоянного дохода и прочных социальных связей, эти пожилые люди пополняют наиболее бедные слои населения, оказываются носителями повышенной санитарно-эпидемиологической опасности, участниками или жертвами преступлений.

       Таким образом, анализ положения старшего поколения по   наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии серьезных проблем, требующих комплексного разрешения и целенаправленных действий в интересах пожилых граждан на основе программно-целевого подхода.

Цель и задачи программы

       Программа разработана на основе Федерального закона от 2   августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и ставит целью формирование взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления комплекса мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом сложившейся в области социально-демографической и экономической ситуации.

       Программа предусматривает решение следующих задач:

       формирование в области единой социальной политики в отношении   старения населения и улучшения положения граждан пожилого возраста;

       совершенствование нормативно-правовой базы в сфере защиты   прав и интересов, охраны здоровья, посильной занятости и социального обслуживания пожилых людей;

       развитие действующей системы профилактики заболеваний и   обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, увеличение объема и повышение качества медико-социальной помощи, улучшение лекарственного обеспечения и облегчение пожилым людям доступа к услугам в сфере здравоохранения, в том числе в специализированных медицинских учреждениях геронтологического профиля;

       создание предпосылок для формирования безопасной среды   жизнедеятельности пожилых людей;

       развитие объема и повышение качества социального обслуживания   пожилых людей, в том числе за счет внедрения экономически эффективных моделей и форм социальных услуг;

       создание для старшего поколения равных условий и возможностей   в процессе социально-экономического развития, укрепление материальной базы социальных учреждений, занимающихся обслуживанием пожилых людей;

       укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и   иных систем, служб и общественности в вопросе разрешения социальных проблем старшего поколения;

       улучшение организации и осуществление подготовки,   переподготовки и повышение квалификации социальных работников и специалистов других профессий, оказывающих помощь и услуги гражданам старших возрастных групп, внедрение достижений науки в практику деятельности по обеспечению социальной защищенности пожилых людей.

       Важнейшим условием реализации программы является исполнение   Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в части предоставления социальным работникам занятым в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания прав на:

       бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных   услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа;

       обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или   выплату денежной компенсации на их приобретение;

       внеочередное обслуживание государственными и муниципальными   предприятиями торговли, общественного питания, быта,связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей;

       первоочередную установку квартирного телефона и приобретение   на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

       бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме   такси);

       компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта,   используемого для оказания социальных услуг.

       Программа предполагает, что деятельность в интересах граждан   старшего поколения во всех отраслях социальной сферы будет осуществляться на основе:

       - предупреждения причин, порождающих проблемы пожилых людей;

       - обеспечения практической реализации законных интересов,   равенства прав и возможностей пожилых граждан, в том числе при получении различной поддержки со стороны государства;

       - дифференциации подходов к разрешению проблем различных   групп пожилых людей с учетом факторов социального риска, влияющих на их положение;

       - выявления индивидуальных нужд и потребностей пожилых   граждан в услугах, предоставляемых социальной сферой;

       - адресности при предоставлении социальной помощи и   обслуживания с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

       - ориентации на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых   людей;

       - обеспечения информированности всего населения о положении   пожилых людей в обществе, правовых гарантиях и возможностях жизнеобеспечения в пожилом возрасте.

       Программа предусматривает подготовку к проведению в области в   1999 году Международного года пожилых людей.

Основные направления реализации программы

       Областная целевая программа "Старшее поколение" разработана в   соответствии со следующими Законами Российской Федерации:
     
       "О ветеранах" (N 5-ФЗ от 12 января 1995
г.);

       "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и   инвалидов" (N 122-ФЗ от 2 августа 1995 г.);

       "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (N   181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.);

       "Об основах социального обслуживания населения в Российской   Федерации" (N 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г.);

       Законом РСФСР от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв   политических репрессий";

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 15   апреля 1996 г. N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, представляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".

       Программа предусматривает улучшение положения, адресное   социальное обслуживание всех категорий пожилых граждан области (560 тыс. человек).

       В тоже время ряд пунктов основных мероприятий по реализации   областной целевой программы "Старшее поколение" предусматривает льготы и услуги только определенным категориям:

       гражданам, имеющим звание "Ветеран труда" (раздел I п.4 - 490   тыс. человек);

       инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны ( раздел II   п.12 и раздел IV п.6 - 42,6 тыс. человек);

       реабилитированным гражданам, подвергшимся политическим   репрессиям (раздел I п.5 - 5,6 тыс. человек);

       одиноким пожилым гражданам из числа беженцев и вынужденных   переселенцев (раздел I п.14-18 - 1,1 тыс. человек);

       пожилым гражданам, проживающим в домах-интернатах системы   социальной защиты населения (раздел IV п.2 - 5, 7 - 10 - 3,2 тыс. человек).

       Реализация Программы предусматривается по следующим разделам.

Меры по укреплению социально-правовой защищенности
и развитию сферы социального обслуживания
граждан старшего поколения

       Программой предусматривается разработка предложений по   вопросам правового регулирования в сфере защиты прав граждан старшего поколения, государственным социальным стандартам их жизнеобеспечения; подготовка положений об учреждениях социального обслуживания всех типов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»