САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23.04.97 г. N 40-724
О Программе содействия занятости населения Саратовской области на 1997 год
В целях реализации Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и осуществления политики содействия занятости населения на территории Саратовской области в 1997 году Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу содействия занятости населения Саратовской области на 1997 год (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать свои мероприятия по содействию занятости населения в 1997 году с учетом областной программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по социальной политике и связям с общественными организациями Саратовской областной Думы.
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.Харитонов
ПРОГРАММА
содействия занятости населения Саратовской области
на 1997 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы Программа содействия занятости
населения Саратовской области на
1997 год (далее Программа)
Государственный заказчик Комитет по занятости населения
министерства труда и социального
развития Саратовской области (далее
КЗН)
Исполнитель и соисполнители Комитет по занятости населения
министерства труда и социального
развития Саратовской области,
министерства и комитеты
Правительства области,
администрации городов и районов
области, районные и городские
центры занятости населения (далее
Р(Г)ЦЗН) и другие заинтересованные
организации
Разработчик Комитет по занятости населения
министерства труда и социального
развития Саратовской области
Основные программные 1. Содействие в поисках работы
мероприятия и трудоустройстве населения на
свободные рабочие места и вакансии.
2. Сдерживание процесса
массовых высвобождений с
предприятий области.
3. Снижение социальной
напряженности в регионах с
критической ситуацией на рынке
труда.
4. Материальная поддержка
безработных и членов их семей.
5. Организация временной
занятости (проведение общественных
работ, организация временной
занятости подростков, "Молодежная
практика").
6. Профориентация и
профессиональное обучение
незанятого населения и безработных
с целью повышения их
конкурентоспособности на рынке
труда.
7. Содействие самозанятости и
индивидуально-трудовой
деятельности.
8. Содействие в создании и
сохранении рабочих мест.
9. Содействие занятости
населения, особо нуждающегося в
социальной защите (инвалиды,
беженцы, многодетные матери и
т.д.).
Важнейшие целевые показатели Цели. Снижение социальной
и решаемые для их достижения напряженности на рынке труда
задачи Саратовской области. Формирование
благоприятных условий для занятости
населения и обеспечения рабочей
силой предприятий.
Содействие сбалансированности
между предложением рабочей силы и
спросом на нее для создания условий
эффективной занятости населения.
Создание условий гражданам
трудоспособного возраста для
продолжения трудовой деятельности
на основе дифференциации форм
занятости.
Решение проблемы социальной
защиты от безработицы.
Развитие рыночных отношений в
сфере труда.
Задачи. Сдерживание роста
общего числа безработных и числа
официально зарегистрированных
безработных граждан.
Создание условий для
скорейшего трудоустройства
безработных граждан
Предотвращение критических
ситуаций на региональном и районных
рынках труда.
Смягчение последствий
долговременной безработицы.
Участие органов службы
занятости в совершенствовании
качественного состава трудовых
ресурсов в соответствии со
структурными изменениями в
экономике.
Поддержка создания новых
рабочих мест, развития малого и
среднего бизнеса, частного
предпринимательства.
Сроки реализации программы В течение 1997 года
Объемы и источники Финансовые затраты на
финансирования реализацию Программы из
Государственного фонда занятости
населения Российской Федерации
(далее Фонда занятости (ФЗ)) в 1997
году составят 233,6 млрд.рублей.
Система контроля за Общий контроль за реализацией
исполнением Программы Программы осуществляет министерство
труда и социального развития
области (далее Минтруд)
Ожидаемые конечные Реализация мероприятий
результаты Программы Программы позволит снизить общий
уровень безработицы на 1,6-1,4
процентных пункта и сдержать его в
пределах от 11,6 до 12,0 %, уровень
зарегистрированной безработицы
сдержать в пределах от 3,6 до 5,0%.
Оказать помощь в трудоустройстве
от 20 до 22 тыс.человек, создать
1100 новых рабочих мест, обеспечить
временное трудоустройство 8200
человек, поддержать
предпринимательскую инициативу 70
человек, предоставить возможность
получения необходимых для
последующего трудоустройства
профессиональных навыков и знаний
2,1 тыс.человек, провести
профориентационную работу с 65
тыс.человек, поддержать доходы от
107,3 до 112,3 тыс. безработных
граждан.
ВВЕДЕНИЕ
Программа содействия занятости населения Саратовской области на 1997 год разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", нормативными документами, принятыми Федеральной службой занятости России и Правительством области.
Программа направлена на защиту безработных, зарегистрированных службой занятости, на трудоустройство молодежи, слабозащищенных категорий населения и граждан, находящихся под риском увольнения.
Программа разработана с учетом мер содействия занятости населения, осуществляемых в городах и районах области, и решает поставленные задачи, исходя из местных условий и особенностей.
Для реализации поставленной цели Программой предусмотрен развернутый план действий, содержащихся в соответствующих разделах.
Всем районным и городским центрам занятости населения области с учетом их программ содействия занятости на 1997 год были установлены плановые задания по всем направлениям активной политики содействия занятости.
Эффективность программы определяется ходом влияния реализации ее основных мероприятий на уровень безработицы и степенью удовлетворенности потребностей работодателей в рабочей силе.
1. ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Анализ рынка труда в 1996 году и факторы, определяющие его состояние
Численность населения Саратовской области на 01.01.97 г. составила 2739,5 тыс.чел. Численность трудовых ресурсов - 1586,4 тыс.чел. (57,9 %).
Численность экономически активного населения к концу 1996 года составила 1336,8 тыс. человек (48,8 % от общей численности населения). В их числе 1199,5 тыс. чел. (89,7 %) заняты в экономике и 137,3 тыс. чел. (10,3 %) не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией международной организации труда (МОТ), классифицировались как безработные.
К концу 1996 года в органах Государственной службы занятости состояло на учете 47,1 тыс. незанятых трудоспособных граждан, ищущих работу, из них 46 тыс. чел. имели статус безработного (3,4 % экономически активного населения).
За год в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 213,8 тыс.чел., в т.ч. 67,2 тыс.чел. по вопросу трудоустройства.
Доля ищущих работу, ранее занятых в государственном секторе, составила 57,4%, в негосударственном секторе - 32,1 %.
Основными причинами незанятости граждан, обратившихся в службу занятости, были увольнение по собственному желанию (44,7 % от количества зарегистрированных безработных) и высвобождение с предприятий (32,3 %).
Основными причинами снятия с учета в службе занятости были окончание сроков выплаты пособий, трудоустройство на постоянную и временную работу, неявка на перерегистрацию.
Растет средняя продолжительность безработицы у состоящих на учете в службе занятости. На 01.01.97 г. она составила 6,9 месяцев против 6,3 месяцев на 01.01.96 г. Анализ данных по продолжительности безработицы показывает, что доля временной (до 4 месяцев) безработицы к 01.01.97 г. по сравнению с 01.01.96 г. уменьшилась на 5,6 процентных пунктов, доля хронической безработицы (более 12 месяцев) увеличилась на 4,3 процентных пункта, доля застойной (от 4 до 12 месяцев) увеличилась на 1,3 процентных пункта.
С принятием новой редакции закона о занятости населения в Российской Федерации, согласно которому работодатели обязаны представлять сведения о вакансиях в службу занятости, наметилась тенденция увеличения их количества. Так, на 01.01.97 года число заявленных вакансий по области составило 5436 (на 01.01.96 года 3885). Из общего числа вакансий более 80 % составляют вакансии для рабочих.
За период с начала 1996 года в 24 районах области (Волжском и Ленинском г.Саратова, Энгельсском, Вольском, Петровском, Ртищевском, Хвалынском, Аткарском, Балашовском, Александровогайском, Аркадакском, Базарнокарабулакском, Балтайском, Воскресенском, Ивантеевском, Краснокутском, Краснопартизанском, Лысогорском, Новобурасском, Озинском, Ровенском, Романовском, Федоровском, пос.Светлом Татищевского района) удалось снизить уровень безработицы, сохранить на достигнутом на начало года уровне во Фрунзенском районе г.Саратова.
В настоящее время безработица перешла во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. В начале 90-х годов в России и, в частности, в нашей области существовала фрикционная безработица. Этот термин используется в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение "фрикционная" точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, не приводя в соответствие количество и качество рабочих мест и предложение рабочей силы.
Сейчас безработица приобрела черты структурной безработицы. Структурная безработица связана с закрытием устаревших предприятий и производств, сокращением выпуска продукции ряда отраслей, например, в связи с социальной переориентацией экономики, сокращением индустриального строительства. Для г.Саратова актуальна такая разновидность структурной безработицы, как конверсионная. Она вызвана сокращением численности армии и занятых в отраслях военно-промышленного комплекса (далее ВПК).
Помимо официально зарегистрированной безработицы существует так называемая скрытая безработица. Она наиболее распространена в строительстве, на ряде промышленных предприятий (особенно на предприятиях ВПК ), в сельском хозяйстве, в сфере услуг, в научных организациях. При оценке относительных размеров скрытой безработицы в 1996 году (от числа занятых), наибольший процент составил в строительстве - 14,6% , далее промышленность - 13,8%, транспорт и связь- 1,4%.
При дальнейшем спаде экономической активности может начать развиваться застойная безработица, т.е. незанятость способных к труду людей, которые длительное время ищут работу, со временем потеряют квалификацию и не смогут работать по своей профессии.
В целях анализа в сфере занятости можно выделить три больших блока факторов, влияющих на рынок труда и изменяющих соотношение спроса и предложения рабочей силы. Это - природно-ресурсные, демографические и социально-экономические.
Группа природно-ресурсных факторов в нашей области в основном влияет на состояние сельской занятости. Особую значимость они приобретают в степных районах Заволжья . Шесть районов области, где уровень безработицы составляет более 6% находятся в степной зоне Заволжья (Пугачевский 6,0%, Краснокутский-6,0% . Духовницкий6,0% , Советский- 6,0% , Новоузенский- 6,3% , Питерский- 6,6%.)
Демографические факторы. Численность населения в трудоспособном возрасте за последние 4 года постоянно увеличивается, и это в определенной мере создает дополнительную напряженность на рынке труда области. Увеличение идет за счет достаточно высокой рождаемости населения, наблюдавшейся 15-20 лет назад. В последние годы естественный прирост сменился процессом естественной убыли. В связи с этим в ближайшее время ожидается снижение численности лиц трудоспособного возраста. Число умерших более, чем в 1,7 раза превышает число родившихся. В 24 административных районах области естественная убыль превышает число родившихся. Положительный естественный прирост сохранился лишь в 3 районах: Алгайском (3,9), Перелюбском (1,3), Озинском (1,2). В 1992-1996 годах прирост численности населения области обеспечивался за счет миграции. За 1996 год миграционный прирост составил примерно 6,5 тыс.чел. Основной поток мигрантов направляется в Энгельсский, Саратовский, Татищевский, Красноармейский, Марксовский районы, что достаточно сильно влияет на состояние их занятости.
Социально-экономические факторы. Выделим среди них следующие: общая экономическая динамика (спад производства), структурные изменения, изменения в формах собственности (приватизация), ситуация в кредитно-финансовой, инвестиционной сферах и сфере доходов (цена труда).
В 1996 году наблюдалось замедление спада производства в промышленности до 8% против 19% в 1995 году, общий объем розничного товарооборота снизился на 23,7%, темп инфляции составил 30%
Следующим по значению после спада производства фактором конъюнктуры рынка труда является структурный. Структурные изменения активно воздействуют на рынки труда большинства стран с развитой экономикой. В некоторых странах структурно-технологическая безработица является доминирующей. Перераспределение рабочей силы из относительно отсталых отраслей, с предприятий, спрос на продукцию которых стабилизировался или снижается, в прогрессивные отрасли, на технологически передовые предприятия может быть сопряжено с социальными издержками, но с экономической точки зрения является одним из индикаторов поступательного развития хозяйства.