ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 14.07.98 № 45-П
О состоянии и перспективах дальнейшего развития начального профессионального образования
в Саратовской области на 1998-2000 годы
_______________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области
от 30.04.2004 № 114-П
_______________________
В целях совершенствования подготовки квалифицированных трудовых ресурсов и обеспечения потребности в них предприятий и организаций Правительство Саратовской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления развития начального профессионального образования в Саратовской области на 1998-2000 годы.
2. Администрациям муниципальных образований области рассмотреть возможность перевода профессиональных училищ, готовящих специалистов для районов и городов области, на финансирование за счет средств местных бюджетов и представить предложения в министерство образования и науки области.
3. Министерству промышленности, топлива и энергетики области (Калиниченко А.В.), министерству сельского хозяйства области (Агеев Ю.Д.), министерству строительства и архитектуры области (Зенин Н.А.), министерству транспорта и связи области (Абрамов А.С.), министерству труда и социального развития области (Крюков Н.П.) определять потребность в рабочих кадрах и ежегодно до 30 ноября представлять заявки в министерство образования и науки области на их подготовку и переподготовку в учреждениях начального профессионального образования.
4. Министерству труда и социального развития области (Крюков Н.П.):
ежеквартально представлять в министерство образования и науки области информацию о наличии вакантных рабочих мест по каждой группе профессий;
обеспечить первоочередное трудоустройство лиц, заканчивающих учреждения начального профессионального образования.
5. Министерству сельского хозяйства области (Агеев Ю.Д.) совместно с министерством образования и науки области (Шевашкевич Г.М.) до 30 сентября 1998 года разработать предложения по материальному стимулированию учащихся учреждений начального профессионального образования, получающих профессии сельскохозяйственного профиля.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.
Губернатор, Председатель
Правительства области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Правительства Саратовской области
от 14.07.98 № 45-П
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 годы
I. Состояние начального профессионального образования в Саратовской области
Система начального профессионального образования была создана в Саратовской области в 1940 году.
В настоящее время в области действуют 74 училища, в том числе 47 городских, 27 сельских, 7 училищ имеют статус профессиональных лицеев. Подготовка ведется по 156 профессиям. Общий контингент учащихся составляет 31,4 тыс. человек.
В целях исключения дублирования, снижения непроизводительных расходов проводится работа по реорганизации образовательных учреждений. В 1996-1997 годах открыто новое училище в Александрово-Гайском районе, на базе профессионального училища №14 г. Саратова создано единственное в России профессиональное училище для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, профессиональное училище № 18 г.Маркса преобразовано в училище для детей-сирот, выпускников детских домов и школ-интернатов области. Профессиональное училище № 22 г.Саратова решением Правительства Саратовской области реорганизовано в училище со спортивным уклоном (бокс, борьба).
С 1995 года на базе профессиональных училищ №№ 24, 61 г.Энгельса и профессионального училища № 20 г.Саратова совместно с немецким бюро "VDA" организована подготовка молодых рабочих по строительным профессиям.
В настоящее время 60 процентов профессиональных училищ располагаются в типовых комплексах. Училища области имеют 958 учебных кабинетов, в том числе 570 по специальным предметам, 240 лабораторий, 350 учебных производственных мастерских, 16 автотракторных полигонов, создано 8 цехов и участков металлообработки, в которых действуют 180 единиц станков с программным управлением, 5 ателье по пошиву одежды, 9 автомобильных мастерских и автостоянок, 12 хлебопекарен, 20 учебных магазинов, кафе, парикмахерских, 8 участков по производству макаронных, колбасных и кондитерских изделий.
В Александрово-Гайском районе ведется строительство нового корпуса училища за счет средств местного бюджета, решены вопросы о размещении Грачево-Кустовского профессионального училища № 72 Перелюбского района в районном центре, ведется реконструкция учебно-производственного комплекса Романовского профессионального училища № 13 силами ТОО "Саратовстрой".
В сельских училищах земельный клин составляет 27 тыс. га, в том числе 23,6 тыс. га - пашни. Средняя урожайность зерновых в 1997 году в сельских профессиональных училищах области составила 20,1 ц с гектара.
Усилия инженерно-педагогических коллективов учебных заведений постоянно мобилизуются на активное развитие учебно-производственной деятельности, как основного источника дополнительного финансирования. В результате за последние 3 года валовый доход от всех видов производственной деятельности увеличился в 2 раза и составил в 1997 году 21,2 млн рублей, что позволило в училищах создать дополнительные рабочие места, приобрести сырье, материалы, инструмент, семена, горюче-смазочные материалы для учебных хозяйств сельских профессиональных училищ. Созданы более 3 тысяч рабочих мест, которые используются для обучения учащихся на выпуске полезной продукции и для временного трудоустройства выпускников.
За 3 последних года для предприятий и организаций различных форм собственности подготовлено более 41,9 тыс. специалистов различных профессий.
Совместно со службами занятости области в профессиональных училищах прошли переподготовку более 3 тысяч человек незанятого населения.
В 1997 году более 4 тысяч учащихся получили наряду с основной дополнительную профессию, которая улучшает их общественную адаптацию и социальную защищенность. Ежегодно до 85 процентов выпускников профессиональных училищ трудоустраиваются.
В большинстве учреждений начального профессионального образования за последние 3 года обновлен перечень профессий с ориентацией на потребность рынка труда.
В профессиональных училищах области обучается более 500 детей-сирот, 6,5 тысяч имеют одного родителя, около 6 тысяч проживают в малообеспеченных и неблагополучных семьях. Поэтому особое место в процессе реализации воспитательных мероприятий отведено вовлечению учащихся в активную трудовую деятельность на базе рабочих мест в училищах. Это позволяет учебным заведениям не только решать вопросы занятости учащихся во внеучебное время, но и дает возможность получения ими дополнительного заработка.
Несмотря на отсутствие финансирования, в училищах сохранена база для спортивной и оздоровительной работы, самодеятельного творчества. Создана база для отдыха учащихся в летние каникулы. Действует областной спортивно-оздоровительный лагерь "Старт" в Марксовском районе, в котором ежегодно отдыхает более 500 учащихся, в оздоровительном лагере "Чапаенок" г.Пугачева организован летний отдых для учащихся профессионального училища №14 г.Саратова, имеющих отклонения в умственном развитии.
В кружках художественной самодеятельности, технического творчества, спортивных секциях занимаются 29,5 тыс. человек, что составляет 93,9 процента от общего количества учащихся.
Проводимая воспитательная работа предупреждает рост правонарушений и преступлений среди учащихся. С 1995 года число негативных проявлений не повышается.
Из федерального бюджета финансирование осуществляется только по защищенным статьям, задолженности по заработной плате и стипендиям в 1 полугодии 1998 года не имеется.
В течение 1997 года погашена задолженность по коммунальным услугам за счет проведения денежного зачета по федеральному бюджету в сумме 46,7 млн рублей.
В профессиональных училищах области работают 2,8 тыс. инженерно-педагогических работников, из них 1,4 тыс. - мастеров производственного обучения и 1,2 тыс. - преподавателей, 7,9 процента имеют пенсионный возраст.
Среди инженерно-педагогических работников - 10 человек являются "Заслуженными учителями Российской Федерации", более 200 человек награждены значком "Отличник профессионального образования Российской Федерации", 22 человека награждены орденами и медалями, 780 (27,8%) по итогам аттестации имеют высшую или первую квалификационную категорию.
В училищах области работают 74 руководителя с соответствующим образованием и практическим опытом работы. В 1997-1998 гг. укреплено руководство в 26 профессиональных училищах.
Аппарат управления начального профессионального образования и переподготовки рабочих кадров на 1 июня 1998 года составляет 9 человек, по сравнению с 1992 годом численность работников аппарата сокращена на 80,3 процента или в 5 раз.
Вместе с тем, характеризуя состояние начального профессионального образования, следует отметить, что в его развитии имеются серьезные проблемы. Отсутствие стабильного и полного финансирования является серьезным тормозом в его дальнейшем совершенствовании.
В 1997 году финансирование по незащищенным статьям составило всего лишь 37 процентов от сметы. Учебные заведения получают лишь треть средств, необходимых для организации учебного процесса. Нет возможности поддерживать в рабочем состоянии учебно-материальную базу. Резко усилилось старение основных фондов, 35 процентов учебных заведений требуют реконструкции или капитального ремонта. Доля современных станков и оборудования сократилась до 30 процентов.
Отсутствие средств не позволяет обеспечить материальное и техническое оснащение учебно-производственного процесса в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального профессионального образования, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 июня 1994 года № 215.
В городских профессиональных училищах, готовящих кадры для отраслей промышленности, на 50 процентов устарел станочный парк и не отвечает целям подготовки и повышения квалификации рабочих кадров. В учебных мастерских, лабораториях нет достаточного количества инструментов, приспособлений, оснастки, оборудованных рабочих мест, сельскохозяйственная техника морально и физически устарела.
Отказ предприятий различных форм собственности от статуса базового предприятия, от заключения договоров, отсутствие гарантированного трудоустройства привело к полной изоляции профессиональных училищ. В связи с этим за последние 3-5 лет снижена подготовка рабочих кадров для ведущих отраслей (машиностроение, химия, радиоэлектроника, сельское хозяйство) и увеличена в сфере обслуживания населения.
В последние годы из-за низкой заработной платы упал престиж мастера и педагога профессионального училища. Из учреждений начального профессионального образования уходят наиболее квалифицированные и перспективные работники, одновременно увеличивается число мастеров и преподавателей, достигших пенсионного возраста. Снизился приток в профессиональные училища выпускников учреждений высшего профессионального образования и техникумов из-за низкой заработной платы и нерешаемых социальных проблем в городах и особенно в сельской местности.
Недостаточное финансирование ограничивает возможности осуществлять повышение квалификации и переподготовку кадров, потребность в которой ежегодно возрастает.
2. Цели и задачи развития начального профессионального образования
1. Обеспечение прав граждан на получение бесплатного начального профессионального и общего среднего образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об образовании".
2. Создание оптимальных условий для обеспечения необходимого качества профессиональной подготовки и воспитания учащихся учреждений начального профессионального образования в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального профессионального образования, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 июня 1994 года № 215.
3. Обновление содержания профессионального образования и расширение перечня профессий с учетом потребности рынка труда.
4. Реорганизация сети учреждений начального профессионального образования путем объединения родственных, перепрофилирования и открытия новых типов учебных заведений с целью удовлетворения спроса выпускников школ на профессионально-образовательные услуги.
3. Реформирование и реорганизация сети учреждений начального профессионального образования Саратовской области
В соответствии с концепцией реформы начального профессионального образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 908, учреждения начального профессионального образования сформировать по 3 группам:
1 группа - государственные образовательные учреждения федерального уровня
Осуществляют подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, на их базе будут проводиться исследования по совершенствованию содержания профессионального образования.
К этой группе отнести:
г.Саратов - профессиональные училища №№ 1, 8, 11, 35, 37, 39, 41, 42, 51
г.Энгельс - профессиональные училища №№ 9, 23
г.Балаково - профессиональные училища №№ 6, 43, 62
Ртищевское профессиональное училище № 12.
Для содержания и обеспечения учебного процесса учреждений начального профессионального образования, отнесенных к I группе из федерального бюджета, требуется выделить 19424325 рублей.
II группа - государственные образовательные учреждения областного уровня
Являются основными в системе начального профессионального образования. Осуществляют реализацию образовательных программ по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда.
К этой группе отнести:
г.Саратов - профессиональные училища №№ 2, 16, 14, 20, 22, 49, 52
г.Энгельс - профессиональное училище № 24
Марксовское профессиональное училище № 18, Турковское профессиональное училище № 69, Хвалынское профессиональное училище № 71, Озинское профессиональное училище № 75, Романовское профессиональное училище № 13, Ивантеевское профессиональное училище № 30, Александрово-Гайское профессиональное училище № 31, Дергачевское профессиональное училище № 53, Новоузенское профессиональное училище № 65, Грачево-Кустовское профессиональное училище № 72 Перелюбского района, Питерское профессиональное училище № 76, Духовницкое профессиональное училище № 82.
Для содержания и обеспечения учебного процесса учреждений начального профессионального образования, отнесенных ко II группе из областного бюджета, требуется направить 25899100 рублей.
III группа - муниципальные образовательные учреждения
Обеспечивают потребности в рабочих кадрах и специалистах для муниципальных предприятий бытового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства.
К этой группе отнести профессиональные училища:
г.Саратов - профессиональные училища №№ 33, 57
г.Энгельс - профессиональные училища №№ 34, 61
г.Балаково - профессиональные училища №№ 38, 58
г.Балашов - профессиональное училище № 47
г.Вольск - профессиональное училище № 5.
Аткарское профессиональное училище № 21, Красноармейское профессиональное училище № 29, Аркадакское профессиональное училище № 50, Базарно-Карабулакское профессиональное училище № 59, Вольское профессиональное училище № 60, Пугачевское профессиональное училище № 67, Краснопартизанское профессиональное училище № 68, Ершовское профессиональное училище № 70, Энгельсское профессиональное училище № 78, Петровские профессиональные училища № 66, 79, Ртищевское профессиональное училище № 80, Новобурасское профессиональное училище № 74, Калининское профессиональное училище № 54, Степновское профессиональное училище № 77, Приволжское профессиональное училище № 73, Краснокутское профессиональное училище № 64, Красноярское профессиональное училище № 78 Энгельсского района, Марксовское профессиональное училище № 46, Самойловское профессиональное училище № 81.
Для содержания и обеспечения учебного процесса учреждений начального профессионального образования, отнесенных к III группе, из бюджетов муниципальных образований области требуется направить 34963785 рублей.
4. Специализация и объединение профучилищ в связи с подготовкой родственных профессий