Действующий

О Концепции развития персонала в Саратовской области до 2010 года (с изменениями на 3 июля 2008 года)

I. Анализ факторов, влияющих на развитие персонала в области

Основные демографические факторы

Демографические показатели являются одной из основных характеристик воспроизводства трудовых ресурсов области. В последнее десятилетие данные показатели свидетельствуют об ухудшении основных параметров воспроизводства населения, что обостряет проблему обеспечения кадрами предприятий и организаций области.

Общая численность населения области постоянно сокращается. Ежегодно убыль населения в расчете на тысячу человек составляет 7,8-8,8 человек, а потери в трудоспособном возрасте на тысячу человек населения - 7,3 процента, в их числе - 1,1 процента лиц моложе трудоспособного возраста. Это связано с ростом смертности среди населения. Данная ситуация создает определенную напряженность на рынке труда. К уменьшению численности трудоспособного населения приводят также случаи травматизма, отравлений, преступлений со смертельным исходом.

Развивается процесс «старения» населения. Средний возраст работающих в промышленности 47-55 лет, а рабочих высокой квалификации - еще выше. В составе работающих большой процент составляют лица предпенсионного возраста. В перспективе - тенденция сокращения доли молодежи в возрасте до 15 лет, которая может заменить лишь около 50 процентов работников, уходящих на пенсию.

Анализ демографических факторов позволяет сделать вывод, что формирование трудовых ресурсов в Саратовской области проходит в напряженных декомпенсационных условиях, поскольку выбытие не замещается населением трудоспособного возраста. В связи с этим усиливается роль компенсационных источников пополнения трудовых ресурсов. При этом особое значение имеет развитие персонала и повышение эффективности его использования.

Основные экономические факторы

Согласно мероприятиям Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), которые направлены на создание условий для дальнейшего оживления промышленного производства, развития агропромышленного комплекса, малого предпринимательства, повысится спрос на качественную рабочую силу.

Анализ потребности Саратовской области в кадрах показал, что наибольший спрос существует на специалистов с начальным и средним профессиональным образованием - 38,6 процента и 39,8 процента соответственно от общей потребности в кадрах, которая по прогнозам на период 2004-2008 годов составляет 61,6 тысяч специалистов. В разрезе отраслей потребность в работниках остается высокой в промышленности (34,3 процента), здравоохранении (13,2 процента), сельском хозяйстве (12,4 процента), строительстве (9,2 процента), жилищно-коммунальном хозяйстве (5 процентов). Устойчивый спрос на рабочую силу сохранится в торговле и общественном питании.

Заработная плата как важнейший экономический фактор в значительной степени утратила регулирующую функцию на рынке труда. Неготовность работодателей к ее повышению и различным дополнительным стимулирующим выплатам не способствует заполняемости рабочих мест, не обеспечивает необходимое качественное воспроизводство рабочей силы и обуславливает отток квалифицированных специалистов. В настоящее время размер средней заработной платы в области составляет 3235 рублей, а ее покупательная способность -1,7 набора прожиточного минимума.

Наблюдается увеличение разрыва между технологическим уровнем работников и требованиями, предъявляемыми на рынке труда. Снижение качества проводимых мероприятий по повышению квалификации практически всех категорий персонала привело к существенному снижению профессионально-квалифицированного уровня рабочих и служащих, особенно молодых специалистов, а также к несоответствию качества персонала организаций международным стандартам и квалификационным требованиям.

Государственный стандарт в сфере обеспечения систем качества ИСО 9000 определяет требование к производителю разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры определения потребности в подготовке кадров, обеспечивать подготовку всего персонала, выполняющего работы, влияющие на качество. Международный стандарт ИСО 9000 определяет требование проведения квалификационных испытаний персонала и его стимулирование к повышению профессионального уровня.

Одним из главных экономических факторов, влияющих на развитие персонала, является финансирование предприятиями и организациями мероприятий по обеспечению качественного уровня персонала. В настоящее время уровень затрат большинства организаций на внутрипроизводственное обучение и переобучение кадров составляет в годовом исчислении в среднем 0,5-0,7 процента от прибыли. Мировой же опыт свидетельствует о том, что иностранные компании затрачивают на развитие персонала своих сотрудников от 2 до 10 процента прибыли организаций. Эти затраты являются капиталовложениями в развитие предприятия и конкретно выражаются в повышении производительности труда, в повышении мотивации к труду и преданности сотрудников, карьерном росте и повышении своего благосостояния.

Анализ системы подготовки профессиональных кадров как фактор развития персонала

В условиях наметившегося подъема производства на предприятиях области становится важнейшей проблема обеспечения их высокопрофессиональными рабочими кадрами.

Основными элементами областной системы подготовки и обеспечения кадрами являются учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, центры повышения квалификации персонала и т.д.

В современных рыночных условиях учреждения начального профессионального образования строят свои взаимоотношения с работодателями на договорной основе. Для приобретения персонала высокой квалификации необходимо начинать вкладывать в него средства предприятия с момента начала обучения, именно на этом этапе формируется его качество.

Договорами (контрактами) должны предусматриваться условия прохождения производственной практики и трудоустройство специалистов, социальная защита и помощь в развитии учебно-материальной базы образовательных учреждений.

В настоящее время ослаблен постоянный контроль со стороны органов государственного управления за системой присвоения общероссийских профессиональных квалификаций. На большинстве предприятий и организаций квалификационные комиссии упразднены, либо их функции переданы другим структурным подразделениям. Это не только ставит под сомнение возможности предприятий и организаций в части обеспечения качества товаров и услуг, но и серьезно подрывает конкурентоспособность работников на рынке труда, резко сужает их профессиональную мобильность.

Существующая система подготовки кадров в основном ориентирована на получение первичной квалификации. В то же время, практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высокой квалификации. На большинстве предприятий отсутствуют специалисты - организаторы внутрифирменного обучения, имеющие специальную подготовку.

В области сохраняется дефицит рабочих кадров в связи с несоответствием установленных государственным стандартом начального профессионального образования квалификационных характеристик выпускников (3-4 разряды) требованиям работодателей (рабочие 5-6 разрядов).

В настоящее время в области существует дефицит кадров таких специальностей как литейщик, гальваник, термист, регулировщик сложной специальной техники и др. В Саратовской области отсутствуют профессиональные училища, готовящие рабочих указанных специальностей.

Проведенный анализ потребности в кадрах предприятий и организаций области на среднесрочную перспективу на 2004-2008 годы показал, что в ближайшие 5 лет экономика нашей области будет нуждаться в 61631 специалисте.

Из них по уровню образования:

13355 чел. - специалисты с высшим профессиональным образованием;

24499 чел. - со средним профессиональным образованием;

23777 чел. - с начальным профессиональным образованием.

Выходом из сложившейся ситуации может быть создание на базе предприятий и организаций, учреждений начального и среднего профессионального образования области кратковременных курсов по обучению специалистов на договорной основе. Для предприятий, находящихся в районных центрах области, целесообразно использовать дистанционное обучение.