Органы исполнительной власти области, направляя в рамках законодательства области об областном бюджете бюджетные средства на компенсацию расходов по осуществлению страхования будущего урожая сельскохозяйственным товаропроизводителям, заинтересованы в решении следующих задач:
защите имущественных интересов сельскохозяйственного товаропотерь при возникновении чрезвычайной ситуации (страхового случая);
повышении инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного товаропроизводителя посредством обеспечения его ликвидным имуществом (застрахованный урожай);
привлечении внебюджетных источников финансирования мероприятий по снижению вероятности возникновения страхового случая, повышению плодородности земель, реализации инвестиционных проектов.
Если в первых двух случаях стоящие перед органами исполнительной власти области задачи решаются непосредственно развитием данного вида страхования как такового в любых его формах, то решение последней задачи возможно только через реализацию специальной областной программы. При этом она должна устанавливать условия:
размещения в рамках действующего законодательства страховых резервов страховщиков - участников ее реализации;
возможности и условиях привлечения средств страховых резервов в качестве инвестиционных ресурсов;
направления и порядка расходования резервов предупредительных мероприятий:
определенных источников формирования и направлений расходования средств областного страхового резерва;
порядка привлечения к реализации и контроля за деятельностью участников реализации Программы;
порядка привлечения государственных средств для компенсации части расходов сельского товаропроизводителя при осуществлении страхования в соответствии с Программой.
Предлагаемый Программой механизм движения финансовых потоков представляет собой (Схема 1) систему правил, устанавливающих в рамках действующего законодательства порядок размещения резервов страховых компаний, формирования различных фондов, повышающих привлекательность Программы.
Схема 1
Где: 1.0 - размещение страховщиками страховых резервов в опорном банке (40 процентов страховых резервов);
1.1- предоставление Банком инвестиционных кредитов;
2.0 - формирование страховщиком фонда информационного сопровождения (0,2 процента от страховых сборов);
2.1 - финансирование программ информационного обеспечения;
3.0 - подача заявок от сельскохозяйственных предприятий на выделение средств для проведения предупредительных мероприятий;
3.1 - формирование министерством сельского хозяйства и продовольствия области программы предупредительных мероприятий и. передача ее страховщикам;
3.2 - финансирование страховщиками программы предупредительных мероприятий, разрабатываемой министерством сельского хозяйства и продовольствия области (1 процент от объема страховых сборов);
4.0 - формирование страховщиками страхового резерва области (0,35 процента от объема страховых сборов).
Для упрощения схемы в ней не приведена структура взаимоотношения банков - участников Программы, которые обозначены единым значком «Банк». На самом деле в реализации Программы (Схема 2) участвуют несколько банков (задача которых - размещение на своих депозитных счетах страховых резервов страховщиков - участников реализации Программы) и опорный банк (в его задачу входит концентрация собранных уполномоченными банками ресурсов посредством продажи им своих векселей, формирование из данных ресурсов фондов Программы и финансирование из ресурсов фондов, решение стоящих перед ними задач). При этом опорный банк определяется на конкурсной основе Правительством области, участвовать же в реализации Программы может любой банк, подписавший договор с опорным банком о совместной реализации Программы (условия договора должны быть согласованы с министерством экономики области и едины для всех банков).
Схема 2