Недействующий

О государственной поддержке страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 25.03.2008 N 126-П)

Анализ эффективности Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур  


В качестве подтверждения целесообразности поддержки деятельности по страхованию посевов сельскохозяйственных культур со стороны органов государственной власти области следует рассмотреть развитие событий на примере пяти предыдущих лет. При этом, сначала будет представлено простое изложение событий, соответствующее действительности (без учета Программы). Затем будет показано, что могла бы получить область и сельскохозяйственные товаропроизводители в случае, если бы Программа была реализована несколько лет назад.

Возможность развития бизнеса определяется прежде всего финансовыми возможностями потенциальных его участников. Общая финансово-экономическая ситуация, сложившаяся в отрасли за последние 5 лет, представлена в таблице 3. Несмотря на некоторое улучшение текущего финансового состояния сельского хозяйства области в 2000 году (сальдированный финансовый результат составил 16,2 млн руб. прибыли), не удается приостановить обвальный рост неплатежей. За 1999 год по данным годовых отчетов кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий составила 3,9 млрд руб., в 2000 году - 4,9 млрд рублей. Дебиторская задолженность в 1999 году составила 628 млн рублей, в 2000 году - 826,9 млн рублей.

Состояние расчетов с поставщиками и потребителями в отрасли предопределяет возможности восстановления ее потенциала. Наиболее реальными источниками для развития по-прежнему остаются собственные средства сельскохозяйственных предприятий и небольшие возможности бюджетов. Так, в 1999 году из общей суммы инвестиций в основной капитал, вложенных в сельскохозяйственную отрасль, собственные средства предприятий составили 91,7 процента, бюджетные средства около 6 процентов, а заемные средства и средства других организаций всего около 1,4 процента.

За 1999 и 2000 годы Правительство области на поддержку сельскохозяйственной отрасли и рыболовства фактически смогло направить соответственно 430,3 и 441,5 млн руб. (около 12 процентов от общей суммы расходной части областного бюджета). Доля средств, направляемых непосредственно на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей еще меньше, в абсолютном размере в 1999 и 2000 годах она составила соответственно 134,1 и 172,2 млн рублей.

Таблица 3

Наименование показателя

1996

1997

1998

1999

2000


млн руб.

млн pvб.

млн pvб.

млн руб.

млн pуб.

Средства из областного бюджета на сельское хозяйство

255

270,2

204,4

134,1

172,1

Кредиторская задолженность сельских товаропроизводителей

1341,1

2138,7

3163,9

3857,3

4921,5

в том числе просроченная

1017

1658,4

2580,6

3179,4

3980,2

Дебиторская задолженность сельских товаропроизводителей

268,4

391,4

423,9

628

826,9

в том числе просроченная

156

231,5

268,7

386,5

511,5

Объем инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство

242,4

349,7

215,2

453,3

544,5


Для оценки эффективности Программы предлагается рассмотреть предложенный Программой механизм и определить, какие дополнительные ресурсы могла получить растениеводческая отрасль сельского хозяйства области, если бы данная Программа начала действовать с 1996 года (таблица 4). Подобная постановка вопроса достаточно корректна, т.к. позволяет проследить развитие событий в реальной ситуации с заранее известными исходными данными.

Данные расчеты произведены по четырем основным культурам:

пшеница озимая и яровая, рожь озимая, подсолнечник. Расчет по всем высеваемым в области культурам не окажет значительное влияние на результаты анализа, и, в случае необходимости, может быть произведен по ходу реализации Программы.

Таблица 4

Наименование показателя

1996

1997

1998

1999

2000

  

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

Недополученный доход хозяйств:

141298

3531

663795

458533

149479

Страховой взнос всего:

109319

129081

155204

341913

358539

В том числе:











Страховой взнос страхователя

81989

96811

116403

256435

268904

Федеральный бюджет

27330

32270

38801

85478

89635

Компенсация ущерба (страховые выплаты)

98908

2472

464657

320973

104635

Превышение выплат над страховым

взносом страхователя (+/-)

16919

-94339

348254

64538

-164269

Средства для предупреждения чрезвычайных

ситуаций

6942

8197

9855

21712

22767

Фонд информационного сопровождения

Программы

219

258

310

684

717

Инвестиционные ресурсы

39574

46727

56184

123773

129791


Приведенные расчеты показывают, что в растениеводческую отрасль сельского хозяйства области с 1996 по 2000 годы могли поступить:

средства на мероприятия, снижающие вероятность возникновения страхового случая (против засухи, борьба с вредителями, сорняками, повышение плодородности и т.д.) в размере 69,2 млн. рублей (график 1);

График 1

Внебюджетные средства на снижение последствий и предотвращение чрезвычайных ситуаций

инвестиционные ресурсы в размере 396 млн рублей;

средства на информационную поддержку Программы в размере 2,2 млн рублей;

компенсация из федерального бюджета страховых взносов страхователей в размере 273,4 млн рублей (график 2).

График 2

Дополнительные ресурсы Программы