Недействующий

О государственной поддержке страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 25.03.2008 N 126-П)

Использование страхования как инструмента для повышения инвестиционной привлекательности  


В последние годы инвестиции на развитие отраслей сельскохозяйственного производства резко сократились. Большинство хозяйств, в том числе обеспечивающих окупаемость затрат, не в состоянии обновлять основные средства, в первую очередь технику. Из-за дефицита оборотных средств и техники сельскохозяйственные предприятия вынуждены упрощать технологию производства продукции растениеводства, что ведет к снижению урожайности, исключению из севооборота культур, требующих более сложных методов возделывания. Из-за дисбаланса цен, некомпенсированного выбытия основных средств и потерь от бесхозяйственности, прогрессирующего падения почвенного плодородия большинство сельскохозяйственных предприятий имеют низкую степень привлекательности для финансовых структур в качестве реального заемщика кредитных ресурсов (таблица 2). Высокая степень риска вложений в сельскохозяйственную отрасль обусловила в свою очередь невыгодность разного рода бартерных и вексельных схем.

Таблица 2

Наименование показателя

1996

1997

1998

1999

2000

Сальдированный финансовый результат (млн. руб.)

564,7

280,5

1315,2

34,2

16,2

Удельный вес убыточных предприятий в % от общего числа

79

64

88

47

55

Инвестиции в основной капитал (млн. руб.)

242,4

349,7

215,2

453, 3

544,5

Процент к общей сумме инвестиций в основной капитал в области

6,1

6,6

4,8

7,2

5,3

Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте (%)

15,9

14,2

7,54

17



В силу указанных причин ежегодно увеличиваются потребности сельского хозяйства области как в долгосрочных финансовых вложениях, так и в кредитных ресурсах для сезонного пополнения оборотных средств.

Основными нерешенными вопросами привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики остаются:

доступность кредитных ресурсов для заемщика (низкая кредитная ставка, упрощенная система получения);

гарантии возвратности вложенных средств для кредитора;

возможность осуществления контроля за целевым расходованием полученных кредитных ресурсов.

Эти нерешенные вопросы обусловили необходимость постановки и обоснования в рамках Программы таких элементов как:

а) создание реального и ликвидного предмета залога у заемщика;

б) формирование достаточно недорогих инвестиционных ресурсов, направляемых на решение стратегически важных задач развития отрасли;

в) создание действенного механизма мониторинга целевого использования привлеченных ресурсов.

При этом:

первый элемент создается посредством страхования будущего урожая,

второй формируется из размещенных (по установленным правилам) страховых резервов страховых компаний - участников реализации Программы;

третий обеспечивается установленной Программой системой отчетности всех участников ее реализации, контролем со стороны органов исполнительной власти области и финансовых институтов.