Саратовская область располагает рядом объективных и субъективных факторов для резкой активизации развития страхования посевов сельскохозяйственных культур. К таким факторам можно отнести:
системообразующнй характер аграрного сектора, обеспечивающего работой почти 30 процентов населения области;
заинтересованность органов исполнительной власти области в развитии сельскохозяйственной отрасли, переводе ее из дотационной в самоокупаемую на первом этапе, и в донорскую - на последующих этапах;
поиск со стороны государства подходов к решению проблемы создания условий защищенности воспроизводства продукции отрасли, не зависящие в большой степени от климатических условий;
активная деятельность на территории области ведущих страховых компаний России, специализирующихся на страховании сельскохозяйственных рисков и имеющих широкую филиальную сеть в большинстве регионов Российской Федерации;
наличие механизмов государственного регулирования на региональном уровне развития рынка страховых услуг и значительный опыт в данной сфере;
формирование на территории области единой политики органов исполнительной власти области в вопросах регулирования развития страхового рынка региона и т.д.
Правительство области, учитывая сложившиеся условия, способствующие развитию данного вида страхования на территории области, а также с целью минимизации потерь при преодолении сдерживающих факторов, заинтересовано в создании благоприятного климата, позволяющего обеспечить резкий рост данного сегмента страхового рынка области. Это в свою очередь позволит аккумулировать значительное количество финансовых ресурсов участников Программы (бюджетных средств, средств страховщиков, иных финансовых институтов). Фактически благоприятный климат развития страхования посевов сельскохозяйственных культур может обеспечить привлечение в аграрный сектор экономики области уже на первом этапе следующие ресурсы (таблица 1).
При этом к благоприятным условиям развития страхования посевов сельскохозяйственных культур относятся:
во-первых, доступность страхования посевов сельскохозяйственных культур для среднего сельскохозяйственного товаропроизводителя;
во-вторых, привлекательность участия в реализации данной программы для страховых компаний.
Таблица 1
(тыс. рублей)
Средства на проведение мероприятий, направленных на повышение плодородности земли, борьбу с вредителями и т.д. | 22767 |
Инвестиционные ресурсы для финансирования реализации проектов в сфере агропромышленного комплекса | 129791 |
Средства на информационную поддержку (обучение персонала, реклама и т.д.) | 717 |
Дополнительные доходы хозяйств по компенсированным потерям | 104635 |
Первые складываются из механизмов:
компенсации части затрат страхователя за счет средств федерального и областного бюджетов;
льготного кредитования страхователя на сумму страхового взноса;
финансирования деятельности страхователя по снижению вероятности возникновения страхового случая, уменьшения размеров его последствий;
предоставления страхователю инвестиционных ресурсов для реализации проектов развития его деятельности;
государственного контроля за действиями страховых компаний - участников реализации Программы, обеспечивающего гарантию выполнения страховщиком своих обязательств.
Эти условия формируют круг заинтересованных в получении страховой услуги страхователей, способных ее оплатить, и, тем самым, решают задачу создания привлекательных условий для страховых компаний.
Формально, формируя благоприятные условия для страхователя, Правительство области, создавая к тому правовые условия, с одной стороны, и участники Программы, с другой стороны, концентрируют капитал, участвующий в Программе, и направляют его на повышение преимуществ Программы перед программами, самостоятельно реализуемыми страховыми компаниями, создавая для страхователя не просто условия защиты урожая, но одновременно и формируя для него доступные инвестиционные ресурсы, средства для финансирования мероприятий, повышающих плодородность земли, снижающих последствия засухи и т.д. Страхователь убеждается, что средства, направленные им в страховую компанию, реально возвращаются назад в виде дешевых кредитов, бесплатных удобрений и т.п.
Для страховщика очевидно, что денежные средства, направленные им в аграрный сектор экономики области в рамках настоящей Программы, работают не просто на развитие растениеводческой, отрасли, но, одновременно, и даже в большей степени, на рост этого сегмента страхового рынка, то есть на рост объемов страховых сборов и снижении вероятности возникновения страхового случая.
По мере реализации Программа повышает заинтересованность всех участников ее реализации в достижении максимального результата не только для себя,, но и для своего партнера. Такая согласованность интересов участников реализации Программы позволяет создать систему своеобразного резонанса - чем больше страхуются сельские товаропроизводители, тем больше средств они получают для своего развития, что в свою очередь повышает объем страховых платежей и т.д.