Изменения в экономике страны не могут не влиять на формирование рынка труда, а это требует изменений в системе профессиональной подготовки кадров. В настоящее время особую актуальность и значение для развития России приобретает эффективное кадровое сопровождение проводимых реформ. Формирование кадрового потенциала в современных экономических условиях - многофакторный процесс, в структуре которого содержится начальное профессиональное обучение, переподготовка кадров на предприятиях и повышение квалификации.
Основное внимание уделяется повышению качественных критериев функционирования системы профессионального образования. Приоритетными будут избраны следующие направления деятельности:
финансовая поддержка системы образования;
совершенствование нормативно-правовой базы образования и системы управления образованием в масштабах области;
развитие системы профессионального образования как единого комплекса подготовки и переподготовки кадров.
В области уже давно сложилась система непрерывного образования: подготовка на уровне детский сад - школа - колледж - вуз; профориентационная и довузовская подготовка, дополнительное образование, в том числе и профессиональное.
Однако дальнейшее развитие непрерывной подготовки в области тормозилось отсутствием необходимых механизмов перехода с одной ступени образования на другую.
Должна получить дальнейшее развитие нормативно-правовая база в вопросах преемственности уровней дошкольного и начального, начального и основного общего образования, средней и высшей школы, а также систематическое повышение квалификации и переподготовка специалистов с профессиональным образованием.
В процессе подготовки кадров имеется два взаимосвязанных направления:
создание интегрированной системы профессионального образования;
дальнейшее развитие системы повышения квалификации в учреждениях профессионального образования, ее интеграция в единую систему непрерывной подготовки.
В укрупненных вузах должны создаваться специальные учебно-методические центры непрерывной подготовки для работы с выпускниками средних профессиональных учебных заведений, вошедших в состав данного университета, для их подготовки к дальнейшей учебе.
Также система непрерывного образования подразумевает наличие звена послевузовской подготовки, когда каждый специалист должен иметь возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень, а также изменять при необходимости свою специальность.
Необходимо последовательно расширять подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих с начальным профессиональным образованием за счет средств предприятий, органов по труду и службы занятости.
Потребность в рабочих массовых профессий
для промышленных предприятий
Наименование профессии | 2001 | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год |
1. Токари | 785 | 840 | 770 | 770 | 780 |
2. Фрезеровщики | 235 | 315 | 315 | 320 | 320 |
3. Слесари | 1 130 | 1 160 | 1 180 | 1 200 | 1 210 |
4. Шлифовщики, операторы станков, наладчики |
|
|
|
|
|
5. Рабочие прочих специальностей | 1 050 | 1 015 | 870 | 880 | 890 |
Всего | 3 635 | 3 795 | 3 560 | 3 600 | 3 640 |
Первоочередной мерой является превращение системы профессионального образования в один из мощных факторов ускорения структурной перестройки производства, усиления мотивации работников к высокопроизводительному и творческому труду, создания эффективного механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя.