Действующий

О Программе развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы


14. Внедрение и сертификация систем качества на промышленных
предприятиях в соответствии с международными стандартами
серии ИСО 9000


Улучшение экономического положения предприятий возможно при расширении производства и рынка сбыта продукции за счет обеспечения ее качества.

Вместе с тем в процессе подготовки систем качества к сертификации предприятия сталкиваются со множеством типичных проблем. Прежде всего это выбор вида продукции и моделей системы качества. Исходя из экономических интересов, предприятия должны определить: для чего им нужна сертификация систем качества.

В России при проведении обязательной сертификации продукции в необходимых случаях требуется также наличие сертификата на систему качества (производство). Кроме того, в соответствии с принятыми в Российской Федерации законодательными и нормативными актами для проведения отдельных видов деятельности предприятий требуется получение разрешения, при этом в качестве основного условия получения лицензии является наличие сертификата на систему качества.

Между тем наиболее ценной и престижной на рынке считается модель по МС ИСО 9001, охватывающая все стадии жизненного цикла продукции, включая техническое обслуживание на этапе ее эксплуатации.

Создание и внедрение системы качества прежде всего начинается с выработки политики, доведения ее до персонала всех уровней и закрепления ответственности руководства.

Эта политика должна содержать стратегические цели и задачи предприятия, важнейшие технико-экономические показатели развития и совершенствования уровня производства, способы их достижения.

Очевидно, что на предприятиях должна быть создана действительно сильная служба управления качеством, обладающая высококвалифицированными, хорошо оплачиваемыми сотрудниками и оснащенная современной техникой. Но и все другие службы и подразделения предприятия должны принимать участие в работах по обеспечению качества, правильность и своевременность проведения которых оказывает непосредственное влияние на качество выпускаемой продукции.

Необходимо обратить особое внимание на входной контроль и выбор поставщиков комплектующих изделий. В рамках осуществления концепции предупреждения брака решить проблему можно выбором соответствующих поставщиков, продукция которых завоевала прочную репутацию. Оценка системы качества поставщиков должна основываться не только на результатах входного контроля и эксплуатации комплектующих изделий в составе конечной продукции, но и на проведении совместных работ по повышению качества на самих предприятиях-смежниках.

Приведение качества продукции в соответствие с требованиями потребителей основывается на следующих требованиях к производимой продукции:

1) детальном знании запросов потребителей в отношении специфичных аспектов выпускаемой продукции (функциональность, наукоемкость и удобство применения);

2) владении научно-технической и технологической информацией (регламенты, процессы, ноу-хау и тому подобное), позволяющей закладывать в технологию производства достижения требуемого уровня качества;

3) жестком и всеобъемлющем контроле на каждом этапе производственного процесса за соблюдением технологии и качеством выпускаемой продукции;

4) сертификации продукции на соответствие отечественным и зарубежным стандартам на основе государственной системы сертификации;

5) разработке документов о порядке сертификации и схеме ее проведения;

6) испытании сертифицируемой продукции, предварительной проверке производства, сертифицируемой продукции;

7) выдаче сертификата соответствия и права на использование знака соответствия, а также проведение работы по их признанию, если сертификат выдан другим национальным или международным органом.

Проведение сертификации выпускаемой продукции, а также возрождение «Саратовской системы качества» значительно повысят конкурентоспособность  продукции.

Примером проведенной сертификации на предприятиях машиностроительной отрасли являются ОАО «Саратовский подшипниковый завод», ОАО «Нефтемаш - САПКОН», ОАО «Саратовский завод резервуарных металлоконструкций», ЗАО «Трубный завод», ОАО «Завод автотракторных запальных свечей», имеющие сертификаты на производство и системы качества от фирм «Ллойд Регистр» и «TUV CERT».

С переходом России к рынку с проблемой качества и конкурентоспособности своей продукции столкнулись практически все отечественные производители. При этом в оборонной промышленности, особенно в части производства товаров народного потребления, эта проблема стоит наиболее остро.

Новая стратегия основывается на понимании самими участниками производственного процесса жизненной необходимости решения этой задачи.

К числу основополагающих принципов внедрения комплексной системы повышения качества и сертификации продукции можно отнести:

качество - неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);

качество - это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;

ответственность за качество должна быть адресной;

для реального повышения качества нужны новые технологии:

повысить качество можно усилиями всех работников предприятия;

контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);

политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.