Улучшение экономического положения предприятий возможно при расширении производства и рынка сбыта продукции за счет обеспечения ее качества.
Вместе с тем в процессе подготовки систем качества к сертификации предприятия сталкиваются со множеством типичных проблем. Прежде всего это выбор вида продукции и моделей системы качества. Исходя из экономических интересов, предприятия должны определить: для чего им нужна сертификация систем качества.
В России при проведении обязательной сертификации продукции в необходимых случаях требуется также наличие сертификата на систему качества (производство). Кроме того, в соответствии с принятыми в Российской Федерации законодательными и нормативными актами для проведения отдельных видов деятельности предприятий требуется получение разрешения, при этом в качестве основного условия получения лицензии является наличие сертификата на систему качества.
Между тем наиболее ценной и престижной на рынке считается модель по МС ИСО 9001, охватывающая все стадии жизненного цикла продукции, включая техническое обслуживание на этапе ее эксплуатации.
Создание и внедрение системы качества прежде всего начинается с выработки политики, доведения ее до персонала всех уровней и закрепления ответственности руководства.
Эта политика должна содержать стратегические цели и задачи предприятия, важнейшие технико-экономические показатели развития и совершенствования уровня производства, способы их достижения.
Очевидно, что на предприятиях должна быть создана действительно сильная служба управления качеством, обладающая высококвалифицированными, хорошо оплачиваемыми сотрудниками и оснащенная современной техникой. Но и все другие службы и подразделения предприятия должны принимать участие в работах по обеспечению качества, правильность и своевременность проведения которых оказывает непосредственное влияние на качество выпускаемой продукции.
Необходимо обратить особое внимание на входной контроль и выбор поставщиков комплектующих изделий. В рамках осуществления концепции предупреждения брака решить проблему можно выбором соответствующих поставщиков, продукция которых завоевала прочную репутацию. Оценка системы качества поставщиков должна основываться не только на результатах входного контроля и эксплуатации комплектующих изделий в составе конечной продукции, но и на проведении совместных работ по повышению качества на самих предприятиях-смежниках.
Приведение качества продукции в соответствие с требованиями потребителей основывается на следующих требованиях к производимой продукции:
1) детальном знании запросов потребителей в отношении специфичных аспектов выпускаемой продукции (функциональность, наукоемкость и удобство применения);
2) владении научно-технической и технологической информацией (регламенты, процессы, ноу-хау и тому подобное), позволяющей закладывать в технологию производства достижения требуемого уровня качества;
3) жестком и всеобъемлющем контроле на каждом этапе производственного процесса за соблюдением технологии и качеством выпускаемой продукции;
4) сертификации продукции на соответствие отечественным и зарубежным стандартам на основе государственной системы сертификации;
5) разработке документов о порядке сертификации и схеме ее проведения;
6) испытании сертифицируемой продукции, предварительной проверке производства, сертифицируемой продукции;
7) выдаче сертификата соответствия и права на использование знака соответствия, а также проведение работы по их признанию, если сертификат выдан другим национальным или международным органом.
Проведение сертификации выпускаемой продукции, а также возрождение «Саратовской системы качества» значительно повысят конкурентоспособность продукции.
Примером проведенной сертификации на предприятиях машиностроительной отрасли являются ОАО «Саратовский подшипниковый завод», ОАО «Нефтемаш - САПКОН», ОАО «Саратовский завод резервуарных металлоконструкций», ЗАО «Трубный завод», ОАО «Завод автотракторных запальных свечей», имеющие сертификаты на производство и системы качества от фирм «Ллойд Регистр» и «TUV CERT».
С переходом России к рынку с проблемой качества и конкурентоспособности своей продукции столкнулись практически все отечественные производители. При этом в оборонной промышленности, особенно в части производства товаров народного потребления, эта проблема стоит наиболее остро.
Новая стратегия основывается на понимании самими участниками производственного процесса жизненной необходимости решения этой задачи.
К числу основополагающих принципов внедрения комплексной системы повышения качества и сертификации продукции можно отнести:
качество - неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);
качество - это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
ответственность за качество должна быть адресной;
для реального повышения качества нужны новые технологии:
повысить качество можно усилиями всех работников предприятия;
контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);
политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.