Действующий

О Программе развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы

     
1.1. Итоги развития промышленности области за 1998-2000 годы


Анализ применения программно-целевого метода управления промышленностью области

Основной стратегической целью экономической политики области является повышение качества жизни населения. Эта цель может быть достигнута только через стабилизацию и развитие экономики и социальной сферы. Для стабилизации экономики нужно создать правовую среду ее функционирования, достичь финансовой стабилизации, повысить эффективность производства, развить рыночную инфраструктуру, максимально поддерживать и развивать инвестиционный и инновационный потенциал.

Безусловно, в основе всего этого - устойчивый подъем промышленности, который может быть обеспечен за счет мобилизации внутренних резервов страны и регионов.

Практика показывает, что промышленная политика более эффективна, если она осуществляется через областные целевые программы. В области используется пятиуровневый программно-целевой метод управления экономикой: инвестиционный проект предприятия - программа развития предприятия - программа развития отрасли - программа развития промышленности - программа социально-экономического развития области. Эти проекты и программы представляют собой комплекс конкретных, направленных на достижение единой цели проектов, которые при реализации должны не только возвращать вкладываемые в них средства, но и давать прибыль.

Базовой целевой программой в прошедшие три года являлась Программа развития промышленности Саратовской области на 1998-2000 годы, которая определила основные направления по выводу промышленного комплекса из кризиса. Составными частями указанной Программы стали программы развития отдельных отраслей, а в основу последних легли программы развития конкретных предприятий.

Промышленность области обладает богатым потенциалом роста в базовых отраслях, общая тенденция спада производства  преодолена. Однако есть проблемы региона, являющиеся настолько многоплановыми и значимыми, что решить их в рамках существующих механизмов регулирования представляется крайне сложным. Только разработка комплексного перечня мероприятий, учитывающих интересы целого круга предприятий и отраслей в рамках программно-целевого управления, способна обеспечить стабильный рост промышленного производства.

При подготовке указанной Программы учитывалось, что ее реализация будет проходить в условиях ограниченного объема денежных средств, поэтому в ней было предусмотрено использование как прямого, так и косвенного финансирования программных мероприятий.

Прямое финансирование включает: средства областного бюджета; средства предприятий; средства иностранных инвесторов; финансовые ресурсы, выделяемые по линии технической и консультативной помощи; средства, выделяемые в рамках федеральных программ; средства службы занятости населения для поддержки проектов, создающих дополнительные рабочие места.

Косвенное финансирование включает: реструктуризацию задолженности предприятий на принципах бюджетной эффективности в пределах полномочий Правительства области, областной Думы и органов местного самоуправления.

Анализ состояния и развития нормативно-правовой базы для поддержки и развития промышленности области

В области к настоящему времени осуществлен комплекс мер по формированию правового поля для функционирования основных механизмов саморегулирования рыночной экономики и развития рыночных отношений.

Политика в области создания прогрессивной правовой среды предполагала и будет в дальнейшем предполагать проведение мероприятий по совершенствованию региональных административно-правовых норм и правил, правовому обеспечению реализации экономической программы области, законодательной инициативе по совершенствованию федерального законодательства. При этом надо исходить из того, что областная нормативная база должна соответствовать законодательству Российской Федерации и изменяться в сторону наиболее полного соответствия потребностям нормального функционирования рыночной экономики.

    

 Анализ динамики структуры промышленности области, индексов физического объема, темпов роста и производства промышленной продукции в натуральном выражении

Систематически проводимая работа по реализации указанной Программы позволила обеспечить предусмотренный ею прирост промышленного производства в 1998 году на 1,2 процента (несмотря на финансово-экономический кризис в августе 1998 года, резко обостривший негативные тенденции в экономике), в 1999 году - на 10,3 процента, в 2000 году - на 19,3 процента.     

Динамика объемов выпускаемой продукции и индексов физического объема за 1998-2000 годы по полному кругу
промышленных предприятий в действующих ценах

1998 год

1999 год

2000 год

2000 год

  

Объем товарной продукции,
млн. руб.

ИФО,
%

Объем товарной продукции, млн. руб.

ИФО,
%

Объем товарной продукции (крупных и средних предприя-тий),
млн. руб.

ИФО,
%

к 1990 году

ВСЕГО

по промышленности области



17 732,2



101,2



30 433,1



110,3



40 535,2



119,3



57,4

в т.ч.:

Электроэнергетика

5 537,4

106,8

6 104,6

101,5

8 186,8

114,8

114,5

Топливная промышленность

1 017,7

103,1

2 551,3

103,7

3 603,5

113,4

70,0

Химическая и нефтехимическая промышленность


1 887,4


75,1


4 178,6


128,6


6 269,2


135,7


68,1

Машиностроение и металлообработка


3 111,7


97,0


6 282,4


120,3


8 640,4


115,8


36,6

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность



461,0



105,5



738,4



115,4



785,1



145,4



81,3

Легкая промышленность

167,4

100,3

471,0

в 2,1р.

768,7

131,6

34,0

Табачная промышленность

459,5

119,6

1 642,4

158,4

1 698,9

122,6

в 4р.

Стекольная

промышленность


417,5


106,5


667,7


102,1


1 041,6


107,0


48,2


Отчетливо проявилась тенденция роста доли машиностроения, химической и легкой промышленности в общей структуре промышленного производства. Кардинальным образом изменилась обстановка на химических предприятиях, многие из которых в начале 1999 года находились в кризисном состоянии. Впервые за последние годы предприятия химии достигли положительных темпов роста.

За 1998 - 2000 годы наиболее стабильно развивались электроэнергетика, топливная промышленность и промышленность стройматериалов. После кризисного 1998 года в химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, легкой и пищевой промышленности наблюдалось резкое увеличение объемов производства, которое носило компенсационный характер. Наиболее высоких показателей индексов физического объема достигла легкая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность.

Среди отраслей промышленности только электроэнергетика сумела превысить показатели 1990 года. Наименьшее снижение объемов производства допустили лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность (за счет резкого роста в последние два года).




Динамика структуры
промышленности области за 1998-2000 годы


  

1998 год

 

1999 год

 

2000 год

  

  

 

 



Динамика объемов выпускаемой продукции, темпов роста и индексов физического объема за 1998-2000 годы