Анализ применения программно-целевого метода управления промышленностью области
Основной стратегической целью экономической политики области является повышение качества жизни населения. Эта цель может быть достигнута только через стабилизацию и развитие экономики и социальной сферы. Для стабилизации экономики нужно создать правовую среду ее функционирования, достичь финансовой стабилизации, повысить эффективность производства, развить рыночную инфраструктуру, максимально поддерживать и развивать инвестиционный и инновационный потенциал.
Безусловно, в основе всего этого - устойчивый подъем промышленности, который может быть обеспечен за счет мобилизации внутренних резервов страны и регионов.
Практика показывает, что промышленная политика более эффективна, если она осуществляется через областные целевые программы. В области используется пятиуровневый программно-целевой метод управления экономикой: инвестиционный проект предприятия - программа развития предприятия - программа развития отрасли - программа развития промышленности - программа социально-экономического развития области. Эти проекты и программы представляют собой комплекс конкретных, направленных на достижение единой цели проектов, которые при реализации должны не только возвращать вкладываемые в них средства, но и давать прибыль.
Базовой целевой программой в прошедшие три года являлась Программа развития промышленности Саратовской области на 1998-2000 годы, которая определила основные направления по выводу промышленного комплекса из кризиса. Составными частями указанной Программы стали программы развития отдельных отраслей, а в основу последних легли программы развития конкретных предприятий.
Промышленность области обладает богатым потенциалом роста в базовых отраслях, общая тенденция спада производства преодолена. Однако есть проблемы региона, являющиеся настолько многоплановыми и значимыми, что решить их в рамках существующих механизмов регулирования представляется крайне сложным. Только разработка комплексного перечня мероприятий, учитывающих интересы целого круга предприятий и отраслей в рамках программно-целевого управления, способна обеспечить стабильный рост промышленного производства.
При подготовке указанной Программы учитывалось, что ее реализация будет проходить в условиях ограниченного объема денежных средств, поэтому в ней было предусмотрено использование как прямого, так и косвенного финансирования программных мероприятий.
Прямое финансирование включает: средства областного бюджета; средства предприятий; средства иностранных инвесторов; финансовые ресурсы, выделяемые по линии технической и консультативной помощи; средства, выделяемые в рамках федеральных программ; средства службы занятости населения для поддержки проектов, создающих дополнительные рабочие места.
Косвенное финансирование включает: реструктуризацию задолженности предприятий на принципах бюджетной эффективности в пределах полномочий Правительства области, областной Думы и органов местного самоуправления.
Анализ состояния и развития нормативно-правовой базы для поддержки и развития промышленности области
В области к настоящему времени осуществлен комплекс мер по формированию правового поля для функционирования основных механизмов саморегулирования рыночной экономики и развития рыночных отношений.
Политика в области создания прогрессивной правовой среды предполагала и будет в дальнейшем предполагать проведение мероприятий по совершенствованию региональных административно-правовых норм и правил, правовому обеспечению реализации экономической программы области, законодательной инициативе по совершенствованию федерального законодательства. При этом надо исходить из того, что областная нормативная база должна соответствовать законодательству Российской Федерации и изменяться в сторону наиболее полного соответствия потребностям нормального функционирования рыночной экономики.
Анализ динамики структуры промышленности области, индексов физического объема, темпов роста и производства промышленной продукции в натуральном выражении
Систематически проводимая работа по реализации указанной Программы позволила обеспечить предусмотренный ею прирост промышленного производства в 1998 году на 1,2 процента (несмотря на финансово-экономический кризис в августе 1998 года, резко обостривший негативные тенденции в экономике), в 1999 году - на 10,3 процента, в 2000 году - на 19,3 процента.
Динамика объемов выпускаемой продукции и индексов физического объема за 1998-2000 годы по полному кругу
промышленных предприятий в действующих ценах
1998 год | 1999 год | 2000 год | 2000 год | ||||
| Объем товарной продукции, | ИФО, | Объем товарной продукции, млн. руб. | ИФО, | Объем товарной продукции (крупных и средних предприя-тий), | ИФО, | к 1990 году |
ВСЕГО по промышленности области |
|
|
|
|
|
|
|
в т.ч.: | |||||||
Электроэнергетика | 5 537,4 | 106,8 | 6 104,6 | 101,5 | 8 186,8 | 114,8 | 114,5 |
Топливная промышленность | 1 017,7 | 103,1 | 2 551,3 | 103,7 | 3 603,5 | 113,4 | 70,0 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
Машиностроение и металлообработка |
|
|
|
|
|
|
|
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
Легкая промышленность | 167,4 | 100,3 | 471,0 | в 2,1р. | 768,7 | 131,6 | 34,0 |
Табачная промышленность | 459,5 | 119,6 | 1 642,4 | 158,4 | 1 698,9 | 122,6 | в 4р. |
Стекольная промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
Отчетливо проявилась тенденция роста доли машиностроения, химической и легкой промышленности в общей структуре промышленного производства. Кардинальным образом изменилась обстановка на химических предприятиях, многие из которых в начале 1999 года находились в кризисном состоянии. Впервые за последние годы предприятия химии достигли положительных темпов роста.
За 1998 - 2000 годы наиболее стабильно развивались электроэнергетика, топливная промышленность и промышленность стройматериалов. После кризисного 1998 года в химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, легкой и пищевой промышленности наблюдалось резкое увеличение объемов производства, которое носило компенсационный характер. Наиболее высоких показателей индексов физического объема достигла легкая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность.
Среди отраслей промышленности только электроэнергетика сумела превысить показатели 1990 года. Наименьшее снижение объемов производства допустили лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность (за счет резкого роста в последние два года).
Динамика структуры
промышленности области за 1998-2000 годы
1998 год
|
1999 год |
2000 год | |||
|
|
|
Динамика объемов выпускаемой продукции, темпов роста и индексов физического объема за 1998-2000 годы