Действующий

О Программе развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы

5. Основные направления структурной перестройки
промышленности области


Промышленность области остается низкоэффективной, сырьевой, энергоемкой, с низкой долей производства высокотехнологической продукции и услуг. Это затрудняет ее долгосрочный экономический рост и ослабляет конкурентоспособность предприятий.

Основной целью структурной политики на 2001 - 2005 годы должно стать содействие повышению конкурентоспособности производства отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках, а также увеличение доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки.

Кроме этого, необходимо:

стимулировать процессы реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности через концентрацию производства и формирование крупных эффективных структур;

прекращение прямого и косвенного финансирования неэффективных предприятий;

ужесточение государственного давления на предприятия -  должников перед бюджетами всех уровней;

эффективный отбор работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств.

Должно быть обращено особое внимание на отрасли высокой государственной ответственности: оборонно-промышленный и топливно-энергетический комплексы.

На базе укрепления места России на рынке военно-технической продукции, безусловного выполнения и финансирования оборонного заказа намечается расширение производства и экспорта высокотехнологичной продукции в ОПК. Это также позволит расширить гражданское производство, использующее научно-технические заделы и потенциал отраслей ОПК. Меры по сохранению и закреплению преимуществ этих производств тесно связаны с повышением эффективности управления государственным сектором экономики, с ликвидацией неэффективных предприятий и концентрацией производства в небольшом числе крупных интегрированных компаний.

В ТЭК главной целью государственной политики будет энергетическое обеспечение работы промышленности и жизнедеятельности населения, поддержание оптимального энергетического баланса, стимулирование энергосбережения, повышение эффективности использования энергоресурсов, создание условий для экономии ТЭР.

Процесс приватизации будет осуществляться с целью структурной перестройки промышленности. В то же время предприятия, остающиеся по стратегическим соображениям в государственной собственности, будут реструктуризироваться, в том числе через проведение реструктуризации задолженности, а также создание более действенных механизмов смены неэффективных руководителей.

В этих целях необходимы:

инвентаризация государственной собственности и формирование  полного реестра;

разграничение полномочий органов государственной власти по вопросам управления госсобственностью;

оптимизация структуры государственной собственности;

формирование и внедрение схем эффективного управления государственной собственностью на базе института профессиональных управляющих;

реорганизация (при необходимости) государственных унитарных предприятий в акционерные общества с целью использования государственных активов в качестве инструмента привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Экономическое развитие государства и регионов требует реформирования естественных монополий, прежде всего, в электроэнергетике. Без этого невозможно решить проблемы привлечения в отрасль инвестиций для компенсации выбывающих мощностей и увеличения производства электроэнергии.

Государственная политика будет направлена на решение следующих задач:

реструктуризации отрасли с целью разграничения естественномонопольных и потенциально конкурентных видов хозяйственной деятельности;

отказа от затратного принципа ценообразования на услуги субъектов естественных монополий;

поэтапного введения тарифов на естественномонопольную и конкурентную составляющие;

полную организационную и финансовую прозрачность деятельности предприятий энергетики;

создание благоприятных условий для постепенной демонополизации отрасли, появления в ее конкурентных сегментах новых участников рынка;

обеспечение свободного доступа независимых производителей и потребителей к услугам естественных монополий при эффективном антимонопольном регулировании.