12.3. Создание и сохранение рабочих мест на промышленных предприятиях
Социально-экономическая эффективность Программы заключается в увеличении числа работающих на 5 процентов. Ежегодно предполагается рост числа занятых в промышленности более чем на 2,3 тысячи человек, и к 2005 году общая численность промышленно-производственного персонала составит 248,4 тысяч человек.
В отличие от тенденции 90-х годов численность работающих в добывающих отраслях в 2001-2005 годах останется стабильной. Прогнозируется рост численности работающих в химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Прогноз численности работающих на промышленных предприятиях
тыс.чел.
Отрасль | 2001 год | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Предприятия промышленности в т.ч.: |
|
|
|
|
|
Топливная промышленность | 7,3 | 7,3 | 7,3 | 7,3 | 7,3 |
Электроэнергетика | 19,5 | 19,6 | 19,6 | 19,6 | 19,6 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
|
|
|
|
|
Машиностроение и металлообработка |
|
|
|
|
|
Мебельная и деревообраба-тывающая промышленность |
|
|
|
|
|
Легкая промышленность | 9,4 | 9,6 | 9,8 | 9,9 | 9,9 |
Стекольная промышленность | 6,1 | 6,1 | 6,1 | 6,1 | 6,1 |
Пищевая и перерабатывающая промышленность |
|
|
|
|
|
Промышленность стройматериалов |
|
|
|
|
|
Прочие отрасли промышленности |
|
|
|
|
|
Перед системой образования стоит задача последовательного перехода от жесткой планируемой формы развития к самонастраивающейся государственно-общественной системе непрерывного образования, располагающей разветвленной сетью образовательных учреждений. При этом концепция непрерывности образования должна учитывать связь с экономикой, органически включая в себя помимо среднего и высшего еще и дополнительное профессиональное образование.
Очередной этап реформирования системы профессионального образования предполагает завершение создания гибкой и мобильной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, удовлетворяющей постоянно возрастающие потребности общества в совершенствовании и обновлении знаний граждан.
В связи с этим деятельность системы профессионального образования должна направляться на достижение следующих основных целей:
постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров;
насыщение рынка труда специалистами с высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентности;
обеспечение социальной защищенности, социальной реабилитации и занятости специалистов;
приведение квалификации кадрового потенциала специалистов к современному уровню;
увеличение совместно с другими звеньями образования совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей человека.
Предстоит постоянное обновление содержания обучения в тесной связи с достижениями современной техники и технологий, науки о природе, обществе и человеке, обеспечение многообразия, вариативности и гибкости учебных планов и программ, их оперативный отклик на потребности рынка образовательных услуг.
Дальнейшее развитие системы профессионального образования в органической связи с потребностями общества требует решения принципиальных вопросов, к которым относятся:
создание эффективной государственной поддержки системы подготовки и переподготовки кадров на федеральном и областном уровнях;
совершенствование управления системой профессионального образования;
организация деятельности образовательных учреждений в соответствии с потребностями рынка труда и развивающегося производства;
повышение эффективности системы профессионального образования путем применения современных средств и методов обучения, увязки содержания обучения с практическими потребностями слушателя, приближения обучения к конкретному рабочему месту за счет использования новых информационных технологий;
организация на предприятиях современных служб управления персоналом;
организация обучения менеджеров среднего и низшего звеньев управления предприятием.
Решение этих вопросов потребует разработки комплекса взаимосвязанных мер, обеспечивающих условия для эффективного функционирования и развития системы профессионального образования.